Читальный зал
Фото svoboda.org
|
Инициатива шла непосредственно от Сталина
08.03.2020 Мало найдется людей, в отношении которых сказать «сдох» будет этически верно. Дай бог, пара десятков за всю историю человечества. 5 марта – тот день, когда есть повод это слово произнести. Очередная годовщина смерти Иосифа Сталина, тирана, диктатора и убийцы. В год 75-летия победы наверняка найдутся те, кто попробует Сталина оправдать, выписать ему лавры победителя, свергнувшего Гитлера. Сравнивать же эти два режима – сталинский и гитлеровский – просто опасно. Нынешние патриоты наверняка обвинят в кощунстве и неблагодарности. Вполне допускаю, что скоро примут новый закон об обязательном ликовании 9-го мая. Для меня же память об этой войне – прежде всего повод для скорби по величайшей трагедии в истории моего народа.
В подходе Сталина и Гитлера к «решению еврейского вопроса» много общего. Оба диктатора отказали народу в будущем. Гитлер – за счет тотального физического уничтожения. Сталин – путем ассимиляции, убийств и арестов. И в СССР, и Германии государственный антисемитизм был нормой, а идеология и пропаганда подбирали ему подходящее оправдание, проводили «в массы».
Я хочу напомнить некоторые страшные цифры. На 22 июня 1941 г. на территории Советского Союза проживало 4 млн 300 тысяч евреев. Под оккупацией оказались 2,6 – 2,7 млн человек, из них выжило чуть более 120 тысяч. (Сколько евреев-красноармейцев погибло на фронтах, сколько умерло от голода в ленинградскую блокаду, под бомбежками в тылу – другая арифметика). Руками нацистов и местных полицейских целенаправленно уничтожался народ, уничтожалась его культура. Перестали существовать штетлы (еврейские местечки) в Украине, Беларуси, Литве. Выходцы из них, что остались в живых, уже никогда туда не возвратились. В белорусском городке Дубровно, в котором проживали мои предки по отцовской линии, до войны насчитывалось более двух тысяч евреев, сейчас там остались трое.
Казалось бы, народ, переживший Холокост, был достоен после победы над нацистами если не особого отношения, то хотя бы права на память о своих невинно убитых. Увы, вскоре после войны в Советском Союзе началась настоящая антисемитская травля. До сих пор мало кто представляет масштабы и число жертв этой национал-большевистской политики.
Особое отношение к евреям в Советском Союзе началось еще в годы войны. Трудно поверить, но именно в 43 – 44 годах, когда при освобождении оккупированных территорий вскрываются масштабы зверств нацистов, в стране исподволь начинается тихая антисемитская кампания. В тылу евреев постепенно снимают с руководящих постов, на фронте стараются не давать звезду Героя СССР, задерживают присвоение очередного звания, умалчивают о подвигах в официальной печати.
Кадровые чистки среди евреев продолжаются и после войны. С 1947 года с началом кампании борьбы с космополитами они становятся практически официальными. Евреев выгоняют из университетов и научных институтов, из больниц, поликлиник, театров и музеев. Одновременно закрываются еврейские театры, издательства, печатающие книги на идиш. Но преследования евреев не ограничиваются только увольнениями и арестами. Власти накладывают не только запрет на профессию, но и запрет на память. Принимается решение – не ыделять евреев как особую группу жертв войны.
Еще во время войны Илья Эренбург и Василий Гроссман начинают работать над «Черной книгой» – собранием документов и свидетельских показаний о массовом уничтожении евреев на оккупированных территориях. В июле 1947 г. книга сдается в печать...Но вскоре что-то застопорилось, а в октябре того же года из секретариата тов. Жданова исходит суровый приговор: «Книга содержит серьезные политические ошибки. Исходя из этого, «Черная книга» не может быть издана». Набор «Черной книги» был уничтожен в январе 1948 года.
И в том же месяце в ночь с 12 на 13 января 1948 г. в Минске по приказу Сталина убивают великого актера и режиссера Государственного еврейского театра, председателя ЕАК Соломона Михоэлса. Через несколько месяцев арестовывают руководство комитета. Еврейский антифашистский комитет был создан в 1942 г., чтобы организовать всемерную поддержку СССР со стороны евреев стран – союзников Советского Союза. В годы войны комитет собрал десятки миллионов долларов (огромные по тогдашним временам деньги) от евреев США, Англии, Канады, Мексики. Но после войны в услугах комитета больше не нуждались. Еще в 1946 г. товарищ Суслов указывает: «вся деятельность ЕАК в настоящее время противоречит ленинско-сталинским взглядам на существо еврейского вопроса». 20 ноября 1948 г. Политбюро принимает решение о закрытии ЕАК, поскольку «Комитет является центром антисоветской пропаганды и регулярно поставляет антисоветскую информацию органам иностранной разведки». Естественно, руководители комитета были обвинены в том, что они «иностранные агенты» (знакомое выражение, не так ли?), шпионы и предатели, работающие на США и другие империалистические страны.
Дело Антифашистского комитета продолжается более трех лет. Арестованных (среди них были писатели, ученые, актеры) подвергают бесконечным допросам, сутками не дают спать и истязают пытками. Власти планировали устроить открытый показательный процесс, на котором, обвиняемые должны были каяться и признавать свою вину перед братским народом. Но подсудимые отказались от своих показаний, выбитых под пытками, и тогда суд провели закрытым, в здании МГБ.13 человек приговорили к расстрелу…
Но изобретательные чекисты не удовлетворились этим. От дела ЕАК поползли нити по всей стране. Составлялись новые дела, проходили новые аресты, выносились новые расстрельные приговоры. В частности, в связи с делом ЕАК было арестовано всё руководство Еврейской автономной области. Всего в 1948–1952 годах по делу ЕАК было репрессировано 125 человек, в том числе приговорено к высшей мере наказания – 23.
Не успело завершиться дело Антифашистского комитета, как в 1951 году бдительные органы раскрывают еще более страшное злодеяние – заговор врачей с целью отравить руководство страны. И снова аресты и пытки. C июля 1951 по ноябрь 1952 арестованы десятки врачей, лучшие специалисты в своей области. Среди них были и мои родственники – братья Вениамин и Соломон Незлины.
Инициатива шла непосредственно от Сталина. Он ежедневно читал протоколы допросов, подгонял следователей, а в октябре 1952 дал указание применять к арестованным меры физического воздействия. Вот что вспоминает Яков Этингер, приемный сын умершего в тюрьме профессора Этингера, тогда 22-летний студент истфака МГУ, которого допрашивали по «делу врачей»:
«Ночные допросы продолжались непрерывно вплоть до весны 1951 года. Несколько раз я оказывался в карцере… Несколько недель я провел в наручниках. Пару раз с санкции прокурора (!) меня жестоко избили. Били в основном по ногам. При избиении присутствовал врач. Били какими-то резиновыми палками. Мне случайно удалось рассмотреть на них немецкое клеймо. Очевидно, они были найдены в Германии после разгрома нацизма на каком-то складе гестапо и привезены для дальнейшей «эксплуатации» в Советский Союз…
Несколько раз в допросах принимал участие тогда подполковник М. Рюмин, в то время заместитель начальника следственной части по особо важным делам МГБ. ... Периодически во время допросов он врывался в кабинет следователя, осыпал меня площадной бранью и угрожал всяческими карами. Рюмин никогда не садился в кресло, а непрерывно бегал с криками по кабинету. Он кричал: «...Мы вас, евреев, всех передушим. Мы покажем, что мы можем сделать с вами, жидовская морда»...»То, что не успели сделать в отношении жидов немцы, доделаем мы. Мы очистим нашу землю от евреев». Этот кошмар продолжался семь месяцев.” (Я.Я. Этингер, «Это невозможно забыть: воспоминания». М. 2001).
13 января 1953 г. в «Правде» выходит сообщение: «Некоторое время тому назад органами государственной безопасности была раскрыта террористическая группа врачей, ставивших своей целью путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза. В числе участников этой террористической группы оказались: профессор Вовси М. С., врач-терапевт; профессор Виноградов В. Н., врач-терапевт; профессор Коган М. Б., врач-терапевт; профессор Коган Б. Б., врач-терапевт; профессор Егоров П. И., врач-терапевт; профессор Фельдман А. И., врач-отоларинголог; профессор Этингер Я. Г., врач-терапевт; профессор Гринштейн А. М., врач-невропатолог; Майоров Г. И., врач-терапевт. Документальными данными, исследованиями, заключениями медицинских экспертов и признаниями арестованных установлено, что преступники, являясь скрытыми врагами народа, осуществляли вредительское лечение больных и подрывали их здоровье.» В принятом незадолго до этого постановлении ЦК КПСС прямо говорится, что в группу преступников входили еврейские националисты Коган, Карпай, Этингер, Вовси и другие.
В стране начинается настоящая истерия. И хотя среди еврейских фамилий встречаются русские, все понимают – кто истинные «убийцы в белых халатах». Люди отказываются ходить к еврейским врачам, делать прививки детям, повсюду мерещатся страшные евреи-отравители.
А сами евреи начинают готовиться к массовым высылкам на Север. Благо прецеденты уже были с чеченцами, крымскими татарами, балкарцами и другими «народами – предателями». В воздухе витает предчувствие еврейских погромов. Ожидались публичные казни врачей – вредителей на площадях крупнейших городов Советского Союза.
Вдохновителем этой последовательной систематической антисемитской политики был лично Сталин. Безусловно, у него была масса помощников – от высших партийцев Маленкова и Суслова до многочисленных секретарей райкомов и парткомов, которые доводили «мудрую национальную политику» до широких масс. Среди историков продолжаются споры, планировал ли Сталин массовое выселение евреев на Север и Дальний Восток. Противники этой теории ссылаются на отсутствие документов о подготовке подобной акции. Но почему-то никто не удивляется, что в те годы большинство советских граждан – и евреев и неевреев – отнеслись к слухам о подобных планах как к чему-то совершенно естественному и реальному. Подобное решение «еврейского вопроса» абсолютно логично следовало из всех предыдущих событий.
Естественно задать вопрос, зачем это надо было Сталину? С одной стороны, подобный антисемитский раж можно списать на личную неприязнь Сталина к евреям, на его паранойю и подозрительность. Еще в 1913 г. в своей программной статье «Марксизм и национальный вопрос» он отказывает евреям в праве называться нацией, в праве иметь собственный язык (презрительно называет его жаргоном) и указывает, что единственное будущее, которое ожидает – полная ассимиляция. «Вкрапленные в инонациональные области в качестве национальных меньшинств, евреи обслуживают, главным образом, «чужие» нации и как промышленники и торговцы, и как люди свободных профессий, естественно приспособляясь к «чужим нациям» в смысле языка и пр. Все это, в связи с растущей перетасовкой национальностей, свойственной развитым формам капитализма, ведет к ассимиляции евреев», – пишет еще достаточно молодой революционер Сталин. «Ввиду этого вопрос о национальной автономии для русских евреев принимает несколько курьезный характер: предлагают автономию для нации, будущность которой отрицается, существование которой нужно еще доказать!», – довольно однозначно проявляется антисемитизм Сталина уже на этом этапе.
Но, как мне кажется, и это лишь отчасти объясняет стратегию «отца всех народов».
Послевоенные годы с 1945 г. и до смерти вождя являются важнейшими с точки зрения формирования советской империи и советского народа. Именно тогда Сталин окончательно выстроил представление о Советском Союзе, как форпосте всех прогрессивных сил, передовой, высокоморальной державе, противостоящей растленому либеральному Западу. Естественно, для поддержания в населении уверенности о вражеском окружении требуется демонстрировать агентов этого внешнего врага – а кто лучше евреев подходит на эту роль для сплочении народа в едином порыве ненависти? С моральной точки зрения Сталина совершенно не волновало, что он фактически подхватил у Гитлера эстафету антисемитской политики.
Многие историки считают, что если бы не смерть Сталина, то уже в марте 1953 года состоялся бы процесс над врачами-убийцами, за которым бы последовала бы новая волна массовых чисток, подобная волне Большого террора 1937 г. К счастью, смерть поломала планы «гения всех времён и народов». Суд над врачами-убийцами не состоялся, те, кто смог пережить страшные допросы были выпущены на свободу… Но считать это «хэппи-эндом» я не могу. Все последующие годы советские евреи продолжали оставаться гражданами второго сорта, живущими под различными ограничениями, а после 1967 г. в стране снова расцвел антисемитизм под маской борьбы с сионизмом и израильской военщиной. Но вскоре, как ответ на новую волну антисемитизма, евреи начали бороться за выезд в Израиль.
И начался новый Исход. Сначала это были десятки, потом тысячи, а в начале 90-х счет уже пошел на сотни тысяч. Сегодня только в Израиле проживает в пять раз больше евреев, чем их осталось на территории бывшего Советского Союза. У них растут дети и внуки, которые плохо себе представляют, кто такой Иосиф Сталин, не говоря уж про Абакумова и Рюмина… А вот в России идеи и дела Сталина вновь живут и побеждают! Да и правят ею коллеги тов. Рюмина.
Леонид Невзлин, совладелец ЮКОСа, 05.03.2020
Эхо Москвы
Наверх
|
|