Читальный зал
Госдеп и Холокост
23.04.2020 Вглядитесь на фото – породистое лицо крупного чиновника, аристократ-южанин, элита Демократической партии, друг президента Рузвельта. Это Брекинридж Лонг, помощник госсекретаря США – фактически второе лицо в Госдепе, который курировал работу 23-х из 42-х его отделов, включая всю консульскую службу. Его тонкие пальцы только подписывали бумаги, итогом которых стала гибель почти 200 тысяч евреев.
К лету 1940 года десятки и сотни тысяч еврейских беженцев спасались по всей Европе от нацистских преследований и угрозы уничтожения. Люди в десятках городов ожидали визы в США, чтобы вырваться из кольца смерти. Франция капитулировала, поток беженцев захлестнул Марсель. Что делает высокопоставленный чиновник Госдепа в ситуации, когда Америку видят последней надеждой на спасение?
Лонг в конце июня 1940 года рассылает меморандум во все консульства США: «Мы можем задержать и фактически приостановить на неопределенный срок количество иммигрантов в Соединенных Штатах. Мы могли бы сделать это, просто посоветовав нашим консулам требовать дополнительных доказательств и прибегать к различным административным механизмам, которые откладывали, откладывали и откладывали бы выдачу виз».
Только благодаря вице-консулу США в Марселе Гарри Бинхэму и американскому журналисту Вэрайану Фраю более 2000 беженцев-евреев получили визы в США и смогли спастись от уничтожения. Среди этих «незаконно спасенных» из Марселя были Марк Шагал, Ханна Арендт, Лион Фейхтвангер и сотни других представителей интеллектуально-художественной элиты Европы. А сколько тысяч талантов погибли, не дождавшись визы?..
Осенью 1940-го Госдеп стал требовать от ожидающих визу доказательств, что они не будут «бременем для государства». Еврею, попавшему под немецкую оккупацию, было чрезвычайно трудно вести такую долгую бюрократическую переписку с далекими чиновниками из Вашингтона.
В июне 1941 года Госдеп вообще запретил выдачу виз всем, чьи близкие родственники все еще живут на оккупированной нацистами территории – якобы евреи-беженцы могут стать шпионами Германии, которая «сможет давить на их родственников».
В июле 1941-го Госдеп объявил, что все заявления на получение визы должны быть рассмотрены межведомственным комитетом в Вашингтоне, состоящим из сотрудников Госдепа, Минюста, ФБР и военной разведки. Этот новый комитет, который, как писал Лонг, «будет рассматривать заявления на получение визы с точки зрения национальной обороны», удлинил и без того долгий и сложный иммиграционный процесс.
Весь 1942 год, когда массово уничтожалось еврейское население Европы, Лонг не сделал ни одного послабления для еврейских соискателей виз. Лонг специально блокировал передачу в прессу сообщений разведки о массовых убийствах евреев, опасаясь, что публикация таких новостей приведет к давлению на Госдеп в сторону смягчения антиэмиграционных мер.
В апреле 1943 года Лонг лично отбирал участников от США на американо-британскую Бермудскую конференцию по проблемам еврейских беженцев. Причем Лонг инструктировал своих дипломатов, чтобы они ни в коем случае не соглашались на допуск этой категории беженцев в США. Конференция изначально проводилась не с целью спасения евреев оккупированной Европы, а лишь с целью успокоить общественное мнение США и Великобритании, которое выражало возмущение массовыми убийствами евреев нацистами. Журналистов и представителей еврейских организаций вообще не допустили на заседания. В знак протеста против нулевых итогов конференции, Шмуэль Цигельбойм, член еврейского консультативного органа правительства Польши в изгнании, покончил жизнь самоубийством.
В ноябре 1943 года Конгресс США рассматривал законопроекты о создании отдельного правительственного ведомства для помощи еврейским беженцам и их спасения. Чтобы зарубить эту инициативу, Брекинридж Лонг дал секретные показания Комитету по иностранным делам, заявив, что большинство из 580 000 беженцев, принятых Америкой из Европы за 10 лет, были евреями – поэтому, мол, никакая дополнительная помощь евреям не требуется.
Это заявление Лонга было почти сразу разоблачено как лживое. Реальное число принятых евреев-эмигрантов было менее половины от названной Лонгом цифры. Ложные показания Лонга были широко раскритикованы конгрессменами. Но Брекинридж Лонг оставался в Госдепе до ноября 1944 года. Уйдя в отставку, он разводил в своем имении породистых рысаков, охотился на лис и спокойно умер в 1958 году.
Историки Холокоста подсчитали, что в итоге иммиграционной политики Лонга 90% квотных мест, доступных иммигрантам из оккупированных стран, вообще никогда не были заполнены. Если бы не ограничения Лонга, почти 190 000 человек могли бы избежать гибели от рук нацистов.
Глядя на фото Лонга, давайте чувствовать разницу с прошлым и ценить ту сильнейшую поддержку Израиля и еврейского народа, на которой базируется нынешний Госдеп и республиканская администрация Трампа.
Вице-консул США в Марселе Гарри Бинхэм, нарушивший инструкции Лонга, и помогавший ему журналист Вэрайан Фрай получили от Израиля звания Праведников народов мира. Брекинридж Лонг получил о себе статьи во всех энциклопедиях Холокоста как самый высокопоставленный дипломат США, чей личный антисемитизм привел к массовому не-спасению и фактической гибели сотен тысяч людей.
Шимон Бриман
facebook.com
Наверх
|