Читальный зал
На фото бойцы «Хаганы», 1948. Фото Золтан Клугер / GPO
|
ЦАХАЛ: рождение самой сильной армии
17.06.2020 Ровно век назад, 15 июня 1920 года, в кибуце Кинерет состоялся съезд партии «Ахдут ха-авода», на котором было принято решение о создании вооруженной организации «Хагана» («Оборона»). Она должна была обеспечить защиту еврейских жителей Эрец Исраэль от нападений погромщиков, поскольку находившиеся в стране английские войска с этой задачей явно не справлялись, а в некоторых случаях и не пытались справиться. К лету 1920 года евреи пришли к выводу, что надеяться им остается только на себя. События предшествующих месяцев служили тому убедительным доказательством.
Кому и что обещали англичане
Ситуация в Эрец Исраэль начала обостряться в марте, когда в Дамаске сын шерифа Мекки, представитель Хашимитской династии Фейсал провозгласил себя королем Арабского королевства Сирия. За несколько дней до этого в результате нападения вооруженного отряда арабов погибли Иосиф Трумпельдор и семеро других защитников поселения Тель-Хай. Эти события взбудоражили всех жителей Палестины.
Создание сирийского королевства арабы восприняли как закономерный исход своей борьбы против турецкого владычества. Король Фейсал провозгласил, что в состав независимого арабского государства войдет вся Палестина. К этим словам евреи не отнеслись всерьез – во-первых, англичане явно не собирались никому уступать власть на завоеванных ими территориях. Во-вторых, в соответствии с декларацией Бальфура Палестина должна была стать «национальным очагом еврейского народа». В то, что англичане откажутся от данного ими обещания, верилось с трудом.
Проблема заключалась в том, что практически то же самое англичане пообещали и арабским лидерам. В обмен на поддержку в борьбе с Османской империей они посулили им независимость на освобожденных от турецкого владычества территориях. О том, что небольшим клочком земли нужно будет поделиться с евреями, арабам ничего не говорили. Поэтому еврейское присутствие в Палестине они воспринимали как досадное недоразумение.
Спустя несколько дней после провозглашения независимости Арабского королевства Сирия в резиденцию британского губернатора в Иерусалиме прибыла делегация палестинских арабов. Визитеры вручили губернатору обращение к правительству Его величества. В нем содержалась просьба остановить сионистский проект и признать Арабское королевство Сирия с Палестиной в его составе. Губернатор пообещал передать петицию в Лондон. Как и следовало ожидать, она осталась без ответа.
Лидеров еврейского ишува не слишком занимало политическое брожение в арабской среде. Но нарастающая активность вооруженных арабских отрядов не могла не вызывать их тревоги. Поначалу евреи полагали, что англичане смогут обеспечить им защиту. Именно поэтому после гибели Трумпельдора и его товарищей еврейские жители Галилейского выступа, находившегося в зоне ответственности французской армии, перебрались в кибуц Айелет ха-Шахар – на территорию, которую контролировали англичане.
Кавказский пленник – предводитель иерусалимского погрома
Но дальнейшие события развеяли эти надежды. 4 апреля 1920 года, в дни праздника Песах, в Иерусалиме произошел погром. Ярость собравшейся у ворот Старого города толпы разжигал гарцевавший на коне главный редактор газеты «Сурия аль-джанубия» («Южная Сирия») Ареф аль-Ареф. Этот известный журналист и общественный деятель с началом Первой мировой войны был призван в турецкую армию. Вскоре на Кавказе он попал в русский плен и провел 3 года в лагере для военнопленных в Красноярске. Из России в Палестину аль-Ареф вернулся весной 1918 года, проникнутый идеями революционной борьбы за национальной самоопределение. Спустя два года он повел толпу на штурм еврейского квартала, выкрикивая: «Это – наша земля, а евреи – наши собаки!»
В результате погрома в Иерусалиме 5 евреев были убиты и более 200 ранены. Десятки домов были разграблены, несколько синагог – сожжены. Избежать большего числа жертв удалось благодаря действиям отрядов еврейской самообороны под руководством Зеэва Жаботинского. Их основу составляли демобилизованные бойцы Еврейского легиона, воевавшего в составе британской армии во время Первой мировой войны. Они смогли эвакуировать из Старого города более 300 человек. Кроме того, во многих случаях еврейские бойцы смогли дать достойный отпор нападавшим и обратить их в бегство. Однако англичане, в попытке навести порядок, преследовали всех взявшихся за оружие людей, и в итоге герои самообороны оказались на одной скамье подсудимых с погромщиками. Арестован был и сам Жаботинский. Суд приговорил его к 15 годам тюремного заключения. Ареф аль-Ареф, также арестованный англичанами, сумел бежать из-под суда. Его заочно приговорили к десяти годам тюрьмы.
В этой ситуации было очевидно, что на англичан надеяться нечего. Всем также было понятно, что необходима реформа существовавших до сих пор еврейских организаций самообороны. 18 мая в мошаве Тель-Адашим собралось руководство организации «Ха-Шомер» («Сторож»), созданной еще в 1909 году и пользовавшейся доброй славой в сельскохозяйственных поселениях Эрец Исраэль.
Заседание проходило в бурной обстановке. После иерусалимского погрома «сторожам» пришлось выслушать немало упреков в свой адрес и обвинений в том, что они никак не координируют свои действия с представителями иных сил. Участники заседания не смогли прийти к единому мнению о том, как должна строиться еврейская самооборона в новых условиях. В результате организацию «Ха-Шомер» было решено распустить и передать все ее структуры в ведение партии «Ахдут ха-авода», лидерами которой были Давид Бен-Гурион, Ицхак Бен-Цви, Ицхак Табенкин и Берл Каценельсон.
Образовавшийся таким образом вакуум необходимо было заполнить как можно быстрее. Не прошло и месяца, как в кибуце Кинерет состоялся съезд партии «Ахдут ха-авода», на котором обсуждался вопрос о создании новой организации еврейской самообороны.
Третий путь
Практически сразу между участниками съезда разгорелась жаркая дискуссия. Далеко не все были уверены в том, что ишув нуждается в новых военизированных структурах. Некоторые предлагали отменить решение о самороспуске организации «Ха-Шомер», утверждая, что после проведения ряда реформ она сможет успешно выполнять свои задачи. Некоторые считали, что оборона сельскохозяйственных поселений и городских кварталов должна быть возложена на остатки Еврейского легиона, сильно сокращенного по окончании Первой мировой войны.
В 1919 году британское командование собралось окончательно распустить легион, но благодаря связям Хаима Вейцмана в Лондоне все же удалось сохранить одно его подразделение. Это был «Первый полк Иудеи», в составе которого насчитывалось около 400 военнослужащих. Однако во время погромов в Иерусалиме они, скованные присягой, принесенной ими британской армии, не могли принять участие в обороне еврейского квартала. Шансы на то, что в дальнейшем Еврейский легион сюжет обеспечить реальную защиту от нападений арабов, были крайне невелики. Тем не менее, некоторые участники дискуссии считали, что стоит попытаться решить этот вопрос с англичанами.
В итоге партийный съезд избрал третий путь. Он принял решение о создание новой организации – «Хагана», костяк которой должны были составить бывшие «сторожа» и ветераны Еврейского легиона. Главным отличием новой структуры должны были стать железная дисциплина и беспрекословное подчинение руководству ишува и партии «Ахдут ха-авода». О вольнице прежних времен, когда «Ха-Шомер» мог самостоятельно решать, когда и что следует охранять, нужно было забыть.
Налаживание работы новой организации было сопряжено с многочисленными трудностями, в том числе и материальными. К очередной волне погромов, прокатившейся по Эрец Исраэль в мае 1921 года, «Хагана» оказалась не готова. Ее бойцы не смогли защитить еврейских жителей Яффо и снабдить их оружием. «Хагана» также не сыграла заметной роли в обороне Тель-Авива и Петах-Тиквы.
«Незаконное вооруженное формирование» превращается в армию
Однако эту ситуацию вскоре удалось изменить. Из трагических событий мая 1921 года были сделаны необходимые выводы. Когда полгода спустя, 2 ноября – в день очередной годовщины декларации Бальфура – арабская толпа, скандирующая «Смерть евреям», двинулась на еврейский квартал Иерусалима, «Хагана» показала себя в действии. Ее бойцы обратили погромщиков в бегство.
Это событие можно считать поворотным в истории «Хаганы». С тех пор она неуклонно наращивала свои силы, а ее организация становилась все более стройной. Организация постепенно превращалась в настоящую армию. В 1939 году был сформирован Генеральный штаб «Хаганы», починяющийся Национальному комитету и Еврейскому агентству во главе с Давидом Бен-Гурионом.
Именно он за две недели до провозглашения независимости еврейского государства, 2 мая 1948 года, направил командующему силами «Хаганы» Исраэлю Галили телеграмму об упразднении его должности. А 26 мая, уже будучи премьер-министром, Бен-Гурион подписал указ о преобразовании «Хаганы» в Армию обороны Израиля. Так, спустя 28 лет после своего создания организация еврейской самообороны официально прекратила своей существование.
Борис Ентин, «Детали»
detaly.co.il
Наверх
|