Читальный зал
Табличка Последнего адреса с именем Хельмута Зонненшайна на воротах виллы в Наумбурге. Фото dw.com.
|
«Последний адрес» в Германии: установлена вторая табличка
20.07.2020 Из радиоприемника на кухне доносится рок-символ перестройки – «Ветер перемен» немецкой группы Scorpions, а на балконе виллы в центре городка Наумбург пенсионер Хельмут Зонненшайн (Helmut Sonnenschein) говорит, что ему очень жаль, что в России сворачивается всё, чему он так радовался в конце 1980-х - начале 1990-х. Потому что перестройка, объявленная в СССР генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым, дала его семье надежду выяснить хоть что-либо об отце, Хельмуте Зонненшайне-старшем, исчезнувшем в ноябре 1950 года. В середине 80-х семья Зонненшайнов в порыве энтузиазма даже написала письмо лично Горбачеву, но советское посольство в Берлине отказалось его принять.
И лишь в 1990-м семья узнала, что Зонненшайн-старший был казнен в Москве по приговору советского военного трибунала – за «шпионаж в пользу британской и американской разведок». Четыре года спустя в Наумбург пришло свидетельство о его реабилитации. В 1999 году супруга Хельмута Зонненшайна ушла из жизни; на ее могиле потомки высекли фразу: «В любви и верности пропавшему мужу».
В пятницу, 17 июля, на воротах у въезда на виллу в Наумбурге появилась табличка российского проекта «Последний адрес» – первое и единственное напоминание о судьбе репрессированного гражданина ГДР Зонненшайна. «Я не хотел мероприятия такого размаха, я просто хотел, чтобы отца не забыли», – говорит Хельмут Зонненшайн-младший. «Ветер перемен» на кухне стихает...
Второй «Последний адрес» в Германии
69-летний Хельмут Зонненшайн стесняется внимания журналистов. Всю часовую церемонию с речами и музыкальной программой он стоит в последнем ряду, за спинами гостей, и выходит вперед лишь для того, чтобы зачитать свою речь. Он спешно привинчивает на ворота виллы табличку «Последнего адреса» с именем отца, кладет на тротуар два венка и недолго позирует фотографам вместе со старшим братом, сидящим в инвалидной коляске.
Зонненшайн-младший говорит, что сегодняшняя церемония – своего рода итоговая черта под стараниями его семьи выяснить судьбу репрессированного отца. «Что-либо принципиально новое мы уже вряд ли узнаем», – считает он.
Память о жертвах репрессий в ГДР
Но список гостей говорит о том, какое значение имеет память о жертвах репрессий в бывшей ГДР для города Наумбург с населением 34 тысячи человек и для всей федеральной земли Саксония-Анхальт: на церемонию прибыли и правящий бургомистр города, и земельная уполномоченная по осмыслению коммунистической диктатуры ГДР, и представители немецкого «Мемориала» и российского «Последнего адреса», и председатель Союза жертв коммунистической диктатуры в Германии.
«Это важное событие для Наумбурга, – говорит градоначальник Бернвальд Кюпер (Bernwald Küper). – Семья Зонненшайнов очень известна в городе, но ни я, ни мои друзья и знакомые не знали, что глава этой семьи погиб во времена сталинизма. Я считаю важным помнить об отдельных судьбах, чтобы усилить веру граждан в демократию».
По словам уполномоченной федеральной земли Саксония-Анхальт по переосмыслению коммунистической диктатуры в ГДР Биргит Нойман-Бекер (Birgit Neumann-Becker), очень важно, что памятный знак установлен в рамках германо-российского проекта (в партнерстве российского фонда «Последний адрес» и немецкого «Мемориала»). Ведь в ГДР было не принято говорить о жертвах коммунистических репрессий – на фоне преступлений фашистской Германии на территории СССР во время Второй мировой войны.
Арест, приговор, расстрел...
Хельмута Зонненшайна арестовали в ноябре 1950 года. Три месяца спустя на свет появился его сын, которого назвали в честь пропавшего отца. И лишь в апреле 1990-го советские власти сообщили семье, что он был приговорен к расстрелу за шпионаж в пользу американской и британской разведок. В декабре 2019 года Хельмут Зонненшайн-младший увидел по телевидению репортаж о проекте «Последний адрес» и о первом памятном знаке, установленном в местечке Треффурт в Тюрингии.
Зонненшайн связался с «Мемориалом», показал документы о реабилитации, а остальное было делом времени и техники. Прах его отца захоронен на Донском кладбище в Москве. Хельмут Зонненшайн говорит, что не был там и ехать туда в одиночку не решается.
Тем временем «Мемориал» планирует установку следующего, третьего по счету, памятного знака «Последнего адреса» в Германии. По словам Анке Гизен из немецкого «Мемориала», эта табличка появится в сентябре нынешнего года на доме в небольшом городке в федеральной земле Бранденбург. «Интерес к истории растет, в том числе и среди представителей нового поколения», – говорит Гизен.
dw.com
Наверх
|