Читальный зал
Террористы угрожали Сахарову – за то, что он поддерживал Израиль
24.05.2021 21 мая исполнилось 100 лет со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова. Натан Щаранский называл его «совестью Советского Союза». Сахаров не был евреем, но его роль в освобождении советских евреев из-под тоталитарного гнета несомненна и не может быть преувеличена.
Известный ученый, «отец водородной бомбы» в одночасье превратился в главного диссидента страны, написав в 1968 году эссе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Оно было опубликовано в самиздате. В нем Сахаров утверждал, что никакой научный прогресс невозможен без свободы мысли.
Натан Щаранский, который долго был в его окружении, объяснил в The Washington Post важность поступков Сахарова: «Он был не первым, кто бросил вызов тоталитарному режиму, но его пример представлял особенную угрозу по двум причинам. Получивший многочисленные награды, Сахаров был «одним из них», лично контактировал с лидерами режима, мог пользоваться многочисленными привилегиями, включая доступ к магазинам, заполненным вожделенными товарами. Советским лидерам было сложно принять его отступничество. Потребовалось 12 лет, чтобы режим и его отправил в ссылку, хотя к тому времени почти все его товарищи-диссиденты уже были арестованы.
Что еще более важно, Сахаров оказывал сильное влияние на окружающих. Многие из людей, которые подвергали сомнению режим, включая меня самого, надеялись избежать унизительного двоемыслия, добившись академического и профессионального успеха. Мы думали, что, посвятив себя науке или искусству, сможем замкнуться в себе и избежать того, чтобы нас публично объявили лояльными системе, которую мы презирали».
Еще в 60-е он подверг критике советское руководство за государственный антисемитизм. Говорил, что элита страны действует «в духе сталинского антисемитизма». Он выходил к зданиям советских судов в 1970 и 1971 годах, когда там судили участников «самолетного дела». «Все, чего они хотели – уехать в Израиль. Это их право!», – заявлял ученый. Его перу принадлежит декларация «За свободу выбора страны проживания», в которой он поддержал поправку Джексона-Вэника, увязавшую торговлю США и СССР с правом советских людей эмигрировать. В том же документе Сахаров назвал репатриацию в Израиль «феноменом общечеловеческого значения, принципиально важной вехой в тысячелетней трагической истории еврейского народа». «Я понимаю и уважаю национальные чувства евреев, которые идут строить и защищать свою недавно обретенную родину», – написал он.
В 1975 году, когда в ООН готовилась печально известная резолюция, приравнявшая сионизм к расизму, Сахаров пытался предостеречь мир от такого шага: «Если такая резолюция будет принята, она усилит антисемитские тенденции в других странах, придав им видимость международной легитимации».
В том же 1975 году он написал книгу «О стране и мире», в которой предлагал обеспечить в СССР право на забастовки; освободить всех политзаключенных (включая содержащихся в психиатрических лечебницах); денационализировать (то есть передать в частную или коллективную собственность) объекты ряда отраслей народного хозяйства, кроме тяжелой промышленности; обеспечить свободу выбора места жительства внутри страны и свободу выезда из страны; ввести многопартийную систему, и многое другое – что, разумеется, ни на каких условиях не могло быть принято тогдашними партийными бонзами.
Он всегда поддерживал право Израиля на самооборону. Израильский профессор физики Цви Липкин из НИИ им. Вейцмана (Реховот) после смерти Сахарова рассказал JTA, что в 1973 году, во время Войны Судного дня, в московскую квартиру Сахарова ворвались арабы. Они перерезали телефонный провод и угрожали ученому и членам его семьи расправой, если он не перестанет выражать поддержку Израилю. После этого он получил записку: «Черный сентябрь» всегда помнит своих «друзей».
В 1989 году он мог приехать в Израиль, получив приглашение на конференцию в НИИ им. Вейцмана. Но отказался, предвидя свою конфронтацию с Горбачевым.
Андрей Дмитриевич Сахаров скончался от сердечного приступа 14 декабря 1989 года. «Не каждый правозащитник отважится бросить вызов правительству сверхдержавы, и станет гигантом мирового масштаба, – так отозвался о нем сразу после его кончины Сеймур Рейх, президент Ассоциации еврейских организаций Америки. – Но Андрей Сахаров был именно таким человеком».
Эмиль Шлеймович
/detaly.co.il
Наверх
|
|