Можно выделить активность еврейской общины России в деле поддержания памяти о Холокосте. Однако, надо отметить, что в значительной своей части эта активность также направлена вовне – как реакция на попытки реабилитации пособников нацизма на Украине и в странах Балтии. 26 января на встрече с Премьер-министром Владимиром Путиным Главный раввин России Берл Лазар подчеркнул: «Нацизм – это плохо не только потому, что убивали, а потому, что убивали и оправдывали свои действия. Это было в Прибалтике, это было на Украине, – местное население участвовало в ликвидации евреев».
27 января было опубликовано заявление Федерации еврейских общин России по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста, в котором отмечалось: «В день освобождения Советской армией концлагеря Освенцим, в преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной Войне особенно кощунственно звучат слова представителей стран прибалтийского региона, Украины и других европейских стран о том, что нацистский режим Гитлера был идентичен политической системе, бытовавшей в Советском Союзе в годы, когда у власти находился Сталин. Еврейская община России считает эту тенденцию серьезной угрозой сохранению памяти о Холокосте, поскольку приравнивание преступлений нацистов к преступлениям сталинского режима, очевидно, имеет своей целью освободить от ответственности страны, чье население активно участвовало в уничтожении собственного еврейского меньшинства. Мы полагаем, что такая политика является частью усилий по созданию исторической и интеллектуальной инфраструктуры с целью подорвать и, в конечном счете, отменить существующий взгляд на уникальность Холокоста в истории человечества как геноцида, маргинализировать это уникальное историческое явление. Этот феномен по очевидным причинам особенно заметен в Литве, Латвии и Эстонии, в странах, жители которых особенно сильно сотрудничали с немцами в годы II Мировой войны. Эта кампания, объединяющая жертв Холокоста и коммунизма, является очевидной попыткой навести тень на сложную историю убийств своего еврейского населения и используется ими как уловка для того, чтобы смыть пятно массового коллаборационизма… Очевидно, что даже частичная реабилитация нацизма станет признанием допустимости существования и воплощения в жизнь любой экстремистской, террористической идеологии. То, что власти ряда бывших республик СССР и политические деятели этих государств считают допустимым открыто поддерживать шествия ветеранов СС, установку памятников нацистам или возрождение откровенно фашистских организаций, на наш взгляд, равносильно приветствию деятельности современных экстремистских и террористических групп, чьи идеи и методы столь же бесчеловечны, и представляют для мира не меньшую угрозу, чем в свое время нацизм». ФЕОР призвала власти Украины и стран Балтии «самостоятельно дать оценку фактов уничтожения немецко-фашистскими войсками мирных жителей своих стран и коллаборационизма в годы войны», а мировое сообщество – осудить ревизию истории II Мировой войны в рамках ООН специальной резолюцией против коллаборационизма и нацистских режимов. Еще одно заявление подобного рода, с призывом к руководству ЕС и ООН «дать адекватную оценку этому «молчаливому равнодушию» со стороны таких европейских стран, как Латвия, Молдавия, Эстония и Украина», было принято 9 марта. Поводом для его принятия послужило решение властей Молдовы уравнять советских солдат-освободителей и сторонников маршала Антонеску, воевавших на стороне гитлеровской Германии, и одинаково чествовать их.
Главный раввин России Берл Лазар в ходе встрече с президентом Израиля Шимоном Пересом на торжественном приеме в Кремле 9 мая по случаю 65-летия со дня Победы выразил обеспокоенность реабилитацией фашистской идеологии в ряде стран. Он подчеркнул, что даже частичная реабилитация нацизма станет признанием допустимости существования и воплощения в жизнь любой экстремистской, террористической идеологии. Главный раввин России напомнил, что власти ряда бывших республик СССР, руководство Ирана и политические деятели этих государств «считают возможным открыто поддерживать шествия ветеранов СС, установку памятников нацистам, возрождение откровенно фашистских организаций или отрицать Холокост». Это, по мнению Берла Лазара, «равносильно приветствию деятельности современных экстремистских и террористических групп, чьи идеи и методы столь же бесчеловечны и представляют для мира не меньшую угрозу, чем в свое время нацизм».
На прошедшей 4 марта встрече в Москве с министром регионального развития РФ Виктором Басаргиным Берл Лазар выступил с идеей утвердить день освобождения Освенцима, 27 января, в качестве общегосударственной памятной даты, отметив, что это будет также и напоминанием о подвиге России в уничтожении нацизма. В ходе встречи раввина и министра обсуждались также вопросы поддержки министерством регионального развития правовых бюро еврейской общины России, занимающихся мониторингом национализма и ксенофобии. Была достигнута договоренность о том, что еврейская община России передаст в министерство свои предложения по борьбе с ксенофобией.
20 сентября Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода направил письмо на имя ректора МГУ Виктора Садовничего в связи с выходом в свет учебного пособия А.С. Барсенкова и А.И.Вдовина «История России. 1917–2009». Отмечая, что «уже длительное время еврейская община России с тревогой следит за научной и преподавательской деятельностью профессоров МГУ А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина» и у нее вызывают беспокойство и недоумение «националистическая и предвзятая позиция вышеупомянутых преподавателей в оценке современной истории России», А.Борода просил ректора МГУ «провести внутреннее расследование данного факта и по возможности принять необходимые меры по пресечению антисемитской и другой ксенофобской пропаганды в стенах вашего учебного заведения, дать оценку деятельности профессоров А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина и разрешить вопрос об их профпригодности». «Нашей организации не хотелось бы доводить дело до судебного и следственного разбирательства, однако градус общественной дискуссии вокруг учебного пособия заставляет нас всерьез задуматься о такой возможности», – резюмировал А.Борода.
Можно отметить большую активность московского офиса Евроазиатского еврейского конгресса на ниве противодействия антисемитизму. Генеральный секретарь ЕАЕК Михаил Членов первым из видных представителей еврейской общины России 1 июня 2010 г. выступил с критикой поднявшейся в СМИ волны антиизраильских публикаций в связи с ситуацией вокруг «Флотилии свободы». Он подчеркнул, что участники «гуманитарной акции» явно стремились к дискредитации Израиля любой ценой, и не только не приняли во внимание заранее заявленные требования израильской стороны, не только проигнорировали многочисленные предупреждения, но и оказали израильским военнослужащим подготовленное вооруженное сопротивление. «Прискорбно, что еще до начала объективного расследования произошедшего, многие страны безапелляционно возлагают всю вину исключительно на Израиль, вновь демонстрируя ханжеское лицемерие и политику двойных стандартов. Мы ожидаем от мирового сообщества, что возможные антисемитские и антиизраильские акции, которые продуманно спровоцировала история с «флотилией свободы», получат объективную оценку, и впредь будут пресекаться самым решительным образом. Мы не сомневаемся, что Израиль — единственная подлинная демократия на Ближнем Востоке — способен провести честное и беспристрастное расследование случившегося. Мы солидарны с народом Израиля и надеемся, что произошедшее не окажет решающего воздействия на торможение процесса ближневосточного урегулирования» – заключил М.Членов.
21 июня, после теракта у тверской синагоги московский офис ЕАЕК выступил с резким заявлением по этому поводу. Подчеркивалось, что теракт «стал очередным уверенным шагом экстремистов, которые в последнее время оскверняли стены синагоги антисемитскими лозунгами и распространяли в городе листовки юдофобского содержания». «ЕАЕК убежден, что в многонациональной России такого рода преступления должны квалифицироваться не просто как «хулиганские действия». Подобным злодеяниям необходимо давать серьезную политическую оценку и делать их предметом ответственных общественных дебатов. Мы искренне надеемся, что на сей раз власти предпримут все необходимые меры для поимки преступников. У террора не может быть никаких человеческих оправданий и не должно быть никаких политических перспектив» – подчеркивалось в документе. Конгресс также оказал еврейской общине Твери помощь в размере 15000 рублей на восстановление пострадавшего здания синагоги.
4 октября ЕАЕК опубликовал заявление в связи с выступлением в ООН президента Ирана М.Ахмадинеджада, обрушившегося с беспрецедентной критикой на Израиль. «Учитывая постоянно декларируемую ненависть иранского руководителя к еврейскому государству, ничего нового сказано не было. Но в условиях растущих антиизраильских настроений в среде так называемой либеральной общественности Запада подобные заявления могут дать подпитку кампании по делигитимации Израиля. ЕАЕК решительно осуждает выступление иранского президента и требует, чтобы основные международные структуры перестали предоставлять трибуну для пропаганды ненависти к еврейскому государству и его делегитимации» – отмечалось в заявлении.
15 января стало известно о создании Федеральной еврейской национально-культурной автономией (ФЕНКА) при поддержке Общественной Палаты РФ в Москве бесплатной телефонной консультации для пострадавших от национальной дискриминации и антисемитизма. На эту «горячую линию» за неполный год работы проекта поступили сотни звонков.
27 января в Биробиджане состоялся траурный митинг, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста. В митинге приняли участие председатель Совета еврейских общин Дальнего Востока Валерий Гуревич, официальные лица, члены клуба бывших малолетних узников гетто, педагогическая общественность, школьники, студенты, прихожане синагоги. «Мы не должны забывать об этой трагедии, только память может избавить нас от подобных ужасов в будущем, – сказал Валерий Гуревич. – Мы не имеем права переписывать историю в угоду конъюнктурным интересам отдельных политических групп, которые врагов человечества решили сделать освободителями. Это кощунство, когда бывшим эсэсовцам воздают почести, когда из предателей своего народа делают национальных героев». «Холокост напоминает нам не только о Катастрофе еврейского народа, – заявила директор областного института усовершенствования учителей Татьяна Файн. – Нет ничего страшнее политики государственного антисемитизма, возвышения какой-либо расы, этноса или национальности. Вторая мировая война это доказала. Массово уничтожались не только евреи, но и славяне, цыгане и другие народы. И мы ни на минуту не должны забывать об этом, хорошо представляя себе, что только в атмосфере толерантности, открытости и уважения всех культур мы обезопасим себя от таких страшных явлений, как антисемитизм и национализм». В память о погибших в фашистских концлагерях каждый из присутствующих положил камень скорби к обелиску во дворе общинного центра.
1 февраля стало известно о том, что возобновилась работа «горячей линии» по антисемитизму при еврейской общине Нижегородской синагоги.
В Сыктывкаре 11 февраля в помещении еврейской национально-культурной автономии Коми показали известный фильм о неонацистах «Россия – 88», который не был показан в широком прокате.
Глава рязанской еврейской общины Людмила Захарова 21 апреля по приглашению городской библиотеки имени Есенина приняла участие в мероприятии для учителей начальных классов «Воспитание толерантности у младших школьников». Л.Захарова рассказала собравшимся педагогам о работе национальных общин, в том числе и еврейской, со школами и учителями, об успешности начинаний Ассоциации, о недавнем мероприятии «День памяти узников концлагерей» и показе фильма «Список Киселева» для детей 7–8 классов, о межнациональных концертах и футболе, и о многом другом. Она, в частности, сказала: «От вас и качества вашей работы зависит будущее страны, жизнь наших детей и внуков. Национальные общины готовы работать вместе с вами над воспитанием у юного поколения добра и уважения к представителям других народов».
В выставочном зале «Манеж» Казанского Кремля 23 апреля прошла церемония открытия республиканского педагогического семинара «Уроки Холокоста – путь к толерантности». Семинары такого рода проходят по всей России в рамках целевой программы фонда «Холокост» при поддержке гранта Президента РФ Дмитрия Медведева. Целью форума является ознакомление педагогов школ с методами преподавания темы Холокоста, а также с необходимостью ее преподавания в рамках изучения Великой Отечественной войны.
23 июня в лесу, где расстреливали евреев в августе 1942 года, прошел «День памяти и скорби» еврейской общины Ставрополя.
Впрочем, здесь наблюдались и некоторые перехлесты. Так, еврейская община Калининградской области высказала претензии в адрес телекомпании НТВ, показавшей 6 декабря фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера» о трагедии еврейского народа в период Второй мировой войны. Общину обидело, что фильм был показан во время празднования Хануки, и ее представители даже попытались обвинить телекомпанию в антисемитизме.
Можно отметить участие в противодействии антисемитизму представителей молодежных движений, поддерживающих партию «Единая Россия».
Более 300 активистов молодежных движений «Наши» и «Местные» 16 марта провели пикет у здания посольства Латвии в Москве, выступая против проведения в Риге марша ветеранов легиона «Ваффен-СС» и призывов неонацистов депортировать русскоязычное население республики. Участники пикета, одетые в форму советских солдат, принесли к посольству фотографии тех, кто во Вторую мировую войну погиб от рук нацистов. После митинга активисты движения «Наши» направились к представительству Евросоюза в Москве и передали его сотрудникам письмо с просьбой обратить внимание на проявления фашизма в Латвии.
24 марта представители «Молодой Гвардии» Единой России» в Южно-Сахалинске закрашивали свастики на автобусных остановках.
Молодежное движение «Наши» 19 апреля организовало 20 апреля, в день рождения Адольфа Гитлера, антифашистские патрули в Москве. Объектами патрулирования стали Еврейский центр на Савеловской, центральная синагога Москвы «Бейс Менахем».
22 июня в Ульяновске сторонники партии «Единая Россия» провели акцию «АнтиФа», закрашивая изображения нацистской символики. На месте фашистских символов были нарисованы георгиевские ленты.
Можно отметить также первый реальный шаг в борьбе с антисемитизмом Общественной Палаты, фактически инициировавшей процесс запрета учебного пособия Вдовина-Барсенкова. 6 сентября в Общественной палате России состоялось заседание Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести под председательством Николая Сванидзе, посвященное данной книге, три издания которой были одобрены учебно-методическим объединением Министерства образования по классическому университетскому образованию и получили гриф «рекомендовано».
17 сентября появилось обращение ряда правозащитников и деятелей культуры в поддержку Н.Сванидзе. В заявлении под заголовком «Учебники не должны сеять ненависть», отмечалось, что в последнее время «развернулась настоящая кампания травли» Николая Сванидзе. Предлогом стал организованный им критический разбор на слушаниях в Общественной палате РФ учебного пособия «История России. 1917–2009» (авторы – профессора МГУ А.С. Барсенков и А.И. Вдовин), а главное, стремление обратиться в прокуратуру по признакам разжигания в этом учебнике межнациональной вражды и розни. «На самом деле, за кампанией стоит сильнейшее раздражение последовательной антитоталитарной и антишовинистической позицией историка и журналиста Сванидзе», – отмечалось в обращении.
«Даже краткое знакомство с цитатами из данного «учебного» пособия показывает, что в отдельных моментах оно тенденциозно, предельно субъективно, и уже с этой точки зрения принципиально не годится в качестве учебного пособия. Но оно и крайне сомнительно и опасно, даже если бы было обычным историософским трудом известного свойства», – писали авторы заявления.
«В учебниках не могут в любом виде одобряться политика, приведшая к преступлениям против человечности, к репрессиям, к национальной, религиозной или социальной дискриминации. Но именно подобные выпады против отдельных этносов, почти открытое обоснование национальной дискриминации и политических репрессий содержится в том или ином виде в скандальном пособии для вузов Барсенкова и Вдовина «История России. 1917–2009» (3-е изд., М.: Аспект Пресс, 2010). Поэтому этот учебник должен быть предметом не научной дискуссии, но изучения с точки зрения наличия пропаганды ненависти», – говорилось в заявлении. «К сожалению, пропитанные ксенофобией псевдонаучные труды широко публикуются в России уже свыше 20 лет, и это сыграло известную роль в значительном распространении фашистских настроений, в совершении большого числа убийств и других преступлений на почве национальной и идеологической ненависти. Мы убеждены, что в учебниках не должно быть защиты человеконенавистнической политики. Мы считаем также, что очень важной задачей гражданского общества сегодня является предотвращение выхода в свет сочинений подобного рода, нарушающих Конституцию РФ», – резюмировалось в обращении. Его подписали писатель Б.Стругацкий, вдова А.Сахарова – Е.Боннэр, правозащитники Л.Алексеева, С.Ганнушкина, Л.Пономарев, С.Ковалев, В.Борщев, писатели и журналисты Л.Графова, Н.Катерли, и т.д.
В начале октября на сайте Общественной палаты были опубликованы Предложения рекомендательного характера по результатам заседания Комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести, посвященного обсуждению содержания учебного пособия А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина «История России. 1917–2009». В рекомендациях, в частности, говорилось: «Знакомство с данным учебным пособием приводит к выводу о том, что оно содержит тенденциозные взгляды и интерпретацию истории в духе радикального национализма, а значительная его часть противоречит историческим фактам, игнорирует выводы современных научных исследований, противоречит положениям Конституции Российской Федерации… Оценивая последнее издание учебного пособия «История России. 1917–2009» издание, участники слушаний рекомендуют:
1) Министерству образования и науки РФ, Союзу ректоров России повысить эффективность и ответственность научно-методических структур, действующих в системе высшего гуманитарного образования – таких, как заседания кафедр, факультетские Ученые Советы, Учебно-методические советы (УМС) и Учебно-методическое объединение (УМО) по классическому университетскому образованию.
2) обратиться к Министерству образования и науки РФ с предложением провести слушания с привлечением ученых и общественности, посвященные проблемам проведения экспертизы учебной литературы с целью выявления в ней ксенофобных и националистических элементов».
15 сентября Ученый Совет исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова обнародовал решение по поводу ситуации, сложившейся с учебным пособием А.Барсенкова и А.Вдовина. «Авторское учебное пособие... не отражает позиции Ученого совета факультета по ряду содержащихся в издании суждений и оценок. В тексте пособия содержатся факты, вызывающие сомнения в своей достоверности», – подчеркивалось в документе. При этом Ученый совет «выражал озабоченность» тем, что «обсуждение авторского учебного пособия профессоров А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина вышло за пределы научной дискуссии, ведется в плоскости политизированных, ангажированных оценок и в ряде случаев стало инструментом PR-кампаний» (в данном случае имелось в виду заседание в Общественной Палате 6 сентября). По решению Совета была создана экспертная комиссия под председательством академика РАН, профессора Ю.С. Кукушкина. В дальнейшем его сменил глава Историко-архивного института РГГУ А.Безбородов.
В середине ноября комиссия опубликовала свое заключение. Оно носило компромиссный характер. С одной стороны, в заключении говорилось о солидарности с «озабоченностью» Ученого Совета исторического факультета МГУ тем обстоятельством, что «обсуждение авторского учебного пособия профессоров А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина вышло за пределы научной дискуссии». С другой, было отмечено, что «в книге используются непроверенные данные, почерпнутые из публицистики, различных недостоверных источников. Содержатся спорные предположения, принадлежащие отчасти самим авторам, а отчасти некритически заимствованные из других работ». Отмечалось, что в книге много фактических неточностей, свидетельствующих о профессиональной небрежности авторов. Имеют место недостоверные статистические данные, вырванные из контекста цитаты. «Авторы абсолютизируют этнический принцип в общественной и политической жизни. В качестве критерия оценки действий политиков зачастую выдвигается их этническое происхождение… Освещение еврейской проблематики с преимущественно негативным подтекстом, неоднократное повторение тезиса о «непропорциональном представительстве» евреев в политической и культурной элите страны и т.п. создает впечатление об антисемитской подоплеке этих рассуждений», – говорилось в заключении. Впрочем, эти пункты остались в заключении во многом благодаря настойчивости некоторых членов комиссии, пригрозивших своим выходом из нее в случае, если из документа будут вычеркнуты критические пассажи в адрес гг. Вдовина и Барсенкова. 22 ноября Ученый совет исторического факультета МГУ, согласившись с заключением экспертной комиссии, постановил считать использование данного учебного пособия «в учебном процессе при сохранении в нем имеющихся недостатков» нецелесообразным.
26 января в районной библиотеке Приаргунска состоялось открытие экспозиции «Великая Отечественная война глазами детей-узников фашистских лагерей». Работники приаргунской библиотеки на созданной ими экспозиции представили материал о шести жителях района, побывавших в нацистских застенках. На большой карте прослежен весь жизненный путь этих людей. Знаками коричневого цвета отмечены фашистские концлагеря. Один из элементов экспозиции – детские рисунки. В черно-белых тонах школьники изобразили свое представление о нацистских концлагерях и ужасах фашизма. Экспозиция будет работать в течение всего года. А в День Победы она будет представлена всем жителям Приаргунска на одном из массовых мероприятий.
Активисты читинского форума «Drom.ru», прочитав 2 апреля на сайте kactus.chita.ru пост с фотографией монумента со свастикой и надписью «Shulds», «88», расположенного на въезде в Читу со стороны посёлка Черновских, организовали акцию и привели монумент в порядок.
К содержанию доклада