Как и в предыдущем году, ситуация с антисемитизмом в России напоминает тлеющий торфяник: широко распространенный латентный антисемитизм при определенных обстоятельствах (как показали события 11 декабря 2010 г.) может привести к взрыву. Хотя в определенном смысле Россия и страны СНГ остаются «островками спокойствия» в море антисемитизма, это спокойствие достаточно обманчиво. Достаточно вспомнить, что антисемиты свили гнездо на Историческом факультете МГУ, что открытое выступление высокопоставленного иерарха РПЦ с антисемитскими заявлениями не вызвало сколько-нибудь внятной реакции священноначалия, а обучение истории России в нескольких духовных семинариях ведется по книге с антисемитскими инсинуациями. Напомним, что эту книгу издал коллектив авторов во главе с профессором МГИМО (У) А. Зубовым.
Усилия, предпринимаемые правоохранительными органами по борьбе с антисемитизмом значительны, но недостаточны. До сих пор остаются неприкосновенными идеологи антисемитизма, отравляющие своими писаниями сотни, если не тысячи умов, издатели антисемитской литературы, зарабатывающие на пропаганде ненависти. Эффективным наказанием для тех и других стал бы крупный штраф (причем в случае с издательствами речь должна идти о штрафе, назначаемом при признании той или иной книги, выпущенной этим издательством, экстремистским материалом). Практически не работают нормы закона, посвященные запрету экстремистских организаций, поскольку ничего не мешает им, слегка изменив название, работать дальше.
Лица, запятнавшие себя ксенофобскими и антисемитскими призывами, не должны трудиться в сфере образования, СМИ, на госслужбе. Возможно, эту проблему решит законопроект, о подготовке которого президент РФ Дмитрий Медведев объявил в феврале 2011 г.
Общественность в 2010 г. продемонстрировала пример удачных действий против антисемитизма без поддержки государственных структур. Эта линия должна быть обязательно продолжена. Полагаем, что более активную роль должна играть еврейская община, которая, безусловно, заинтересована в противодействии экстремизму. Здесь движение необходимо в двух направлениях. Прежде всего, требуется создание системы мониторинга, позволяющей установить как можно более точную картину происходящего. Община также должна активно противодействовать радикальным антисемитам в судах.
Впрочем, вполне возможно, что проявлений антисемитизма в России все же больше, чем фиксируется мониторингом. На организованную в 2010 г. Федеральной еврейской национально-культурной автономией (ФЕНКА) при поддержке Общественной Палаты РФ «горячую линию», функционировавшую в Москве, Ульяновске и Екатеринбурге, за время ее деятельности поступило 200-300 звонков. Даже с учетом того, что некоторая часть этих звонков делалась людьми, страдающими различными фобиями и принимающими за антисемитизм стычки бытового характера, можно говорить о нескольких десятках инцидентов, оставшихся незафиксированными мониторингами. Подобную же ситуацию выявила деятельность в первом полугодии региональных правовых бюро ФЕОР, зафиксировавших целый ряд проявлений враждебности к евреям, не включенных ни в какие сводки и отчеты. В частности, именно сообщения правового бюро позволили отследить в Ульяновске рекордное для региона количество случаев нанесения антисемитских граффити – почти треть от всех зафиксированных случаев.
Достаточно вспомнить 11 декабря 2010 г., когда в самом центре Москвы, на Манежной площади, произошли крупнейшие за последние годы массовые беспорядки на почве ксенофобии. Эти беспорядки сопровождались не только избиением уроженцев Кавказа, но и криками «Долой еврейскую власть!». В сознании значительной части населения России сохраняются антисемитские фобии.
Если говорить об антисемитских фобиях в сознании обычных россиян, то здесь мы видим ситуацию глубокого латентного антисемитизма. Латентность не делает его менее опасным. «Мягкие» антисемиты также потребляют мифы, порождаемые приверженцами «жесткого» антисемитизма: о всемирном еврейском заговоре, о ненависти евреев к русским, православию, исламу, о том, что иудаизм чужд России, и т.д. Эти мифы распространяются через Интернет-СМИ, сайты и форумы, и в меньшей степени – через центральное телевидение.
В случаях, когда носители антисемитских предрассудков обладают властными полномочиями, они вполне могут существенно усложнить жизнь еврейским общинам, что, судя по данным ФЕОР, и происходит в одном из южных регионов России.
Мощным каналом проникновения антисемитских стереотипов в массовое сознание остается антисемитская литература. К сожалению, как и в прошлые годы, откровенно антисемитские книги продаются на крупнейших книжных ярмарках в Москве при полном попустительстве их руководства.
Значительной проблемой, как и в 2009 г., остается появление антисемитских тезисов в учебной литературе. Ситуация становится откровенно опасной. Антисемитские заявления присутствуют в книге, по которой учат историю будущие священнослужители РПЦ, и в учебном пособии, написанном профессорами исторического факультета МГУ и предназначенном для студентов ВУЗов. Еще более опасно, что подобные взгляды распространены в сообществе российских историков. Это продемонстрировала ситуация вокруг книги А.Вдовина и А.Барсенкова, когда выяснилось, что историческая корпорация много лет в упор не видела ксенофобских и антисемитских пассажей в этом учебном пособии, а когда начался скандал, пыталась спустить его на тормозах. Не меньший шок вызывает ситуация, когда преподаватель РГГУ, университета, считающегося оплотом демократизма и свободомыслия, повторяет антисемитские конспирологические тезисы о Троцком.
Если говорить об антисемитской активности представителей РПЦ, то здесь вызывает тревогу активизация деятельности епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима, явно претендующего на место лидера радикального крыла в РПЦ. Он и ему подобные православные клирики прямо призывают к насилию в отношении евреев («при встрече с жидом и еретиком освятить свою руку раной и ударить его по устам или по щеке»).
Составной частью антисемитской пропаганды остается отрицание Холокоста. При этом акцент делается не столько на отрицание самого факта уничтожения евреев, сколько на попытках представить сохранение памяти о Холокосте средством «еврейского господства над миром» и следствием «еврейской жадности».
Несмотря на все это, можно утверждать, что в 2010 г. происходило дальнейшее снижение уровня антисемитской активности на территории Российской Федерации. Среди разных причин, упомянутых выше, следует отметить две наиболее существенных. Первая – активизация власти по пресечению того, что на юридическом языке в РФ называется «экстремистской деятельностью», ставшая особенно заметной, начиная с 2009 г. Вторая причина, нуждающаяся в более тщательном социологическом анализе, как представляется, заключается в эволюции право-консервативых настроений в российском обществе. Этот тренд привел к серьезному изменению во взглядах на Израиль, который в советский период подавался официальной пропагандой как символ мирового зла. Сегодня Израиль в глазах большинства россиян стал обычным государством, с которым развиваются нормальные, почти дружественные отношения, чьими товарами забили полки российских магазинов, страной, в которой в 2010 г. побывали около 500 тыс. россиян, где живут знакомые, друзья, родственники, и которая подвергается атакам со стороны мусульман и представителей западных левых за свою политику в ближневосточном конфликте. Отсутствие реальных левых в России и рост антимусульманской ксенофобии становится катализатором изменения отношения к еврейскому государству, а соответственно, и к еврейскому народу в сторону более позитивную. Такая связь право-консервативных настроений и произраильских установок, похоже, становится сейчас общемировым явлением, начавшим распространяться и на постсоветское пространство, включая Россию.
К содержанию доклада