Проявления антисемитизма на постсоветском пространстве имеют ряд значительных отличий от ситуации как на западе, так и на востоке. Если, упрощая, попробовать охарактеризовать ситуацию в целом, то можно сказать, что антисемитизм в странах региона носит традиционный, несколько архаический и рудиментарный характер, сохраняясь скорее в виде негативных стереотипов массового сознания (иногда – религиозных, иногда – унаследованных от советской пропаганды) на бытовом уровне, чем в виде гибкой, умело приспосабливающейся к изменяющимся реалиям идеологии, обладающей значительным мобилизационным потенциалом. К сожалению, как известно, в последние десять лет ложно понимаемая солидарность с палестинскими мусульманами стараниями исламистов становится идеологическим базисом для радикальной антисемитской пропаганды или даже криминальной деятельности для части населения некоторых мусульманских стран, а также для многих представителей народов, исповедующих ислам, в диаспоре по всему миру. Однако антиизраильская риторика не мобилизует так же эффективно постсоветских мусульман, в силу ряда причин, в частности, вследствие различия в менталитете постсоветских мусульман и их ближневосточных и западных единоверцев, а также из-за отсутствия сколько-нибудь значимого числа выходцев из Ближнего Востока в постсоветской умме. Левый и лево-либеральный антисионизм (часто неотделимый от т.н. «нового антисемитизма»), широко распространившийся в последние годы среди интеллектуальной элиты западных стран, так и не приобрел заметного влияния среди постсоветской молодежи и интеллигенции.
Таким образом, в качестве минимально необходимого предварительного замечания, можно констатировать, что в целом постсоветский антисемитизм сохранил свою уникальность, не «втянувшись» полноценно ни в контекст европейского «нового антисемитизма» (в случае европейских республик бывшего СССР), ни в зону притяжения антиеврейской риторики, свойственно исламско-фундаменталистским соседям (в случае новых государств с преимущественно мусульманским населением).
Этот фактор обусловил устойчивость стран бывшего СССР к волнам проявлений «нового антисемитизма», которые захлестывают мир начиная с «интифады аль-Акса» осени 2000 года и заканчивая реакцией на события вокруг т.н. «Флотилии свбоды» в мае 2010 г. (см. посвященный этому
специальный обзор).
В отличие от многих западных (восточных, впрочем, тоже) стран, в постсоветских государствах общество (и элиты, и большинство населения) скорее симпатизируют Израилю и склонны поддерживать его в конфликте с исламскими радикалами. Во-первых, антиизраильские стереотипы часто воспринимаются как признак коммунистических взглядов, устаревших и дискредитированных в глазах большинства населения. Антисионизм вызывает отторжение как пережиток советской внешней политики и пропаганды. Молодое поколение в массе своей не придерживается левых взглядов, и некоторые явления, заметные во многих странах Запада (широкое распространение интеллектуального антисемитизма в студенческих городках, антиизраильские лозунги в ходе молодежных антиглобалистских выступлений и т.п.), отсутствуют. Во-вторых, более миллиона репатриантов, выехавших в Израиль из бывшего Советского Союза, в значительной части – интеллигенция и высококвалифицированные специалисты, поддерживают контакты со своими друзьями и коллегами в «странах Исхода», что обуславливает распределение симпатий, например, в средствах массовой информации при освещении арабо-израильского конфликта. Этот фактор приобретает все большее значение в связи с широким распространением Интернета и новых технологий передачи информации. Наконец, как уже было сказано, не столь многочисленны и влиятельны, как на Западе, группы выходцев из арабских стран и в первую очередь, собственно из Палестины. Мусульманское население постсоветского пространства – не арабы, а тюрки, представители северокавказских этносов и таджики, поэтому механизмы панарабской солидарности на этом пространстве не работают (хотя панисламская солидарность имеет место, религиозная форма солидарности в современном секуляризованном мире обладает гораздо более сильным мобилизующим эффектом, нежели языковая и этническая).
Однако следует отметить, что в будущем ситуация может измениться. В некоторых постсоветских странах внешнеполитический контекст стимулирует развитие антиизраильских тенденций. Поиск моделей внешнеполитической реализации интересов постсоветских стран в последние годы все больше ведет некоторые постоветские страны к союзу с откровенными противниками Израиля, в первую очередь – с Ираном, а также с некоторыми другими (от Венесуэлы до псевдогосударственного режима ХАМАСа в Газе). Эта тенденция проявляется как в некоторых европейских странах бывшего СССР, так и в государствах с преимущественно мусульманским населением.. В сочетании с внутренними процессами – «лайт-стайл» советской реставрации в России и постепенной интеграцией в мировое мусульманское информационное и культурное пространство для исламских стран – эта тенденция носит весьма серьезный характер.
Кроме того, следует отметить, что во многих постсоветских странах усиление авторитарных тенденций во внутренней политике ведет к подавлению любой оппозиционной активности, в том числе праворадикальной (ультра-националистической и религиозно-фундаменталистской), что приводит к снижению объемов антисемитской пропаганды и количества фиксируемых актов антисемитизма. Однако в случае дестабилизации обстановки в стране активность антисемитов снова возрастает. По крайней мере отчасти об опасности подобных тенденций свидетельствуют события последнего года в Молдове и, в особенности, в Кыргызстане. Есть основания подозревать, что антисемитские инциденты могут произойти также в Азербайджане и Узбекистане в случае ослабления авторитарных режимов в этих странах, до сих пор жестко подавлявших исламистскую оппозицию.