Антисемитизм в России, 2009–2010 г.
Количество нападений на евреев продолжает оставаться незначительным на фоне огромного количества преступлений на почве ксенофобии, совершаемых в России. По итогам 2009 г. было зафиксировано 8 подобных нападений, за первые восемь месяцев 2010 г. – два.
В значительной мере это является следствием того, что евреев крайне трудно выделить из обычной толпы (в отличие, к примеру, от выходцев с Кавказа). Сравнительно небольшим остается и количество нападений на помещения, занимаемые еврейскими организациями – 9 в 2009 г. и 5 за первые восемь месяцев 2010 г. Однако, среди этих пяти случаев – подрыв синагоги в Твери 22 июня 2010 г.
С другой стороны, количество зафиксированных актов антисемитского вандализма (осквернений кладбищ и особенно антисемитских граффити) остается традиционно высоким (57 случаев в 2009, 38 за первые 8 месяцев 2010 г.), что свидетельствует о сохранении значительной антисемитской компоненты в мировоззрении националистов.
Можно говорить о все более активном перемещении антисемитской пропаганды в Интернет, в том числе и в социальные сети, где действуют десятки, если не сотни страничек, пропагандирующих антисемитизм.
Во второй половине 2009 г. националисты пытались провести акцию «Ветхозаветный экстрим», подавая заявления в прокуратуры разного уровня с требованием признать экстремистской литературой Ветхий Завет. Всего было подано не менее 19 заявлений, однако практически все они были отклонены и акция постепенно заглохла.
К сожалению, можно говорить о проникновении антисемитских стереотипов в ведущие СМИ. По центральным телеканалам как минимум дважды был продемонстрирован фильм «Лев Троцкий. Тайна мирровой революции», полный антисемитских вымыслов.
«Антисионистские» фобии активно используются в среде мусульманских активистов. На сайте новостного агентства «Новый регион» 21 декабря 2009 г. было опубликовано сообщение, повторявшее со ссылкой на арабского члена Кнессета А.Тиби клевету об использовании израильтянами погибших палестинских солдат в качестве доноров органов для израильских военных.
Фиксируется проникновение антисемитских фобий в учебную литературу. В конце 2009 г. был издан двухтомник «История России. ХХ век» под редакцией профессора МГИМО А.Зубова. В книге фактически оправдывались погромы, совершенные белогвардейцами в период Гражданской войны, с похвалой говорилось о сотрудничавших с нацистами коллаборационистах под началом генерала А.Власова.
В начале июля 2010 г. вспыхнул скандал вокруг учебника «История России 1917-й – 2009-й год» А.Барсенкова и А.Вдовина, в котором был отражен ряд антисемитских штампов о «еврейском засилье» в СССР, о депортации крымских татар в 1944 г., чтобы очистить место для проектируемой еврейской республики и т.д.
Антисемитские стереотипы активно распространяются в среде российских мусульман. Так, в декабре 2009 г. стало известно, что в Дагестане приверженцы суфизма заявляют, используя старые советские «антисионистские» штампы, связывавшие с сионизмом любое неудобное явление, что салафиты (более известные как «ваххабиты», приверженцы радикального ислама) – англо-израильские шпионы, враги ислама. Со своей стороны салафиты в своей пропаганде очень часто используют образ евреев и Израиля как врагов ислама, отрицают Холокост и т.д. В июне 2010 г., после задержания израильским спецназом т.н. «Флотилии свободы», в Москве прошли несколько публичных акций, организованных исламистами и левыми.
Вопрос о влиянии антисемитских фобий на население остается спорным. С одной стороны, проведенный в июне 2009 г. опрос ВЦИОМ демонстрирует, что с антипатией к евреям относится всего 2% населения (а, например, к занявшим первое место кавказцам – 29%). С другой стороны, с учетом данных других опросов, где позиция человека выясняется по косвенным признакам (согласно обнародованным 13 мая 2010 г. данным опроса, проведенного исследовательским агентством «Башкирова и партнеры», 25% россиян не согласны жить рядом с евреями, по данным опроса ВЦИОМ, обнародованным 27 августа 2010 г., 46% россиян выступает против браков с евреями) подобные цифры могут свидетельствовать о том, что часть опрошенных скрывала свою позицию, отвечая, к примеру, что ко всем народам относятся одинаково (но не конкретизируя – одинаково хорошо или одинаково плохо), либо предпочитая говорить о затруднении советом. Подтверждением распространенности антисемитских стереотипов может служить и обнародованная в декабре история с обсуждением депутатами-аграриями в кулуарах Думы (при рассмотрении осенью 2009 г. закона о торговле) темы «еврейского заговора»: участники разговора предполагали, что глава сети X5 Лев Хасис получил поддержку от помощника президента Аркадия Дворковича, как еврей, «бухнулся в ножки своим у Медведева».
Можно отметить рост активности общественности вообще и еврейской общины в частности, по противодействию антисемитизму. В основном, правда, речь идет о выступлениях и публичных акциях, в некоторых случаях имеющих внешнеполитическую окраску (в основном речь идет об осуждении возвеличивания коллаборационистов в Украине и странах и Балтии). 15 октября 2009 г. и 4 марта 2010 г. Главный раввин России Берл Лазар выступил признать в качестве общегосударственной памятной даты день освобождения Освенцима – 27 января. В марте 2010 г. Федеральной еврейской национально-культурной автономией при поддержке Общественной палаты РФ в Москве была открыта бесплатная телефонная консультация для пострадавших от национальной дискриминации и антисемитизма. Свои «горячие линии» действовали при нижегородской синагоге.
В 2009–2010 гг. также был зафиксирован постепенный рост приверженцев антифашистских взглядов в России. Согласно опросу Левада-центра, результаты которого были опубликованы 3 декабря, показал, что количество людей, полагающих, что лозунг «Россия для русских» – это настоящий фашизм, с 2008 г. выросло с 25 до 32%.
Что касается борьбы правоохранительных органов против проявлений антисемитизма, то здесь, несмотря на достаточно впечатляющие успехи – закрытие газет, публиковавших антисемитские материалы (трех в 2009 и 1 – в 2010 г.), запрещение пронацистских организаций «Национал-социалистическое общество», «Славянский союз», назначение крупных штрафов за издание антисемитской литературы, штрафы для магазинов, торгующие подобной литературой, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов, стремительный рост самого списка, остается еще ряд проблем. Прежде всего, это практика массового вынесения условных приговоров (в том числе достаточно крупным фигурам из среды националистов, пойманным на преступлениях), что лишает осужденных стимула не преступить закон еще раз.
Значительной проблемой остается отказ правоохранительных органов возбуждать дела по фактам антисемитского вандализма, и принятие решений выглядящих как непрофессионализм или попустительство радикальным националистам. С другой стороны, можно говорить об излишней ретивости правоохранительных органов, признавших экстремистскими материалами произведения Гитлера и Муссолини, и без того признанные экстремистскими. В конце 2009 г. прокуратурой Самарской области была предпринята попытка объявить экстремистским фильм режиссера П.Бардина «Россия-88», повествующий о деятельности группировки неонацистов.
К содержанию раздела
|
|