Литературная композиция «И память сердца говорит…»
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
Новости региона Читальный зал
    Мировые новости
    Наша деятельность
    Комментарии и анализ
      Мониторинг ксенофобии Контакты
        Наиболее важные новости
          Программа «Толерантность — уроки Холокоста» | «Истоки толерантности» | Программа «Мемориализация мест массовых захоронений» | Программа «Развитие» | Программа «Солидарность с Израилем» | Программа «Духовное возрождение» | Программа «Диалог цивилизаций» | Программа «Мониторинг антисемитизма и ксенофобии» | Программа «Открытие Израиля»

          Литературная композиция «И память сердца говорит…»

          Композиция может использоваться в 9 – 11-х классах средней общеобразовательной школы.

          1. В годы Второй мировой войны (1939 – 1945 годы) нацисты истребили на территории Германии и оккупированных стран Европы 6 миллионов евреев, уничтожили тысячи еврейских общин. Это было самое трагичное время за всю историю еврейского народа. Убивали не только евреев. Жертвами нацистского террора стали представители и других народов Европы, в том числе и бывшего Советского Союза. Но тотальное уничтожение касалось только еврейского народа.
          Сознаем ли мы в полной мере причины того, что убийство человека человеком достигло сегодня значительных масштабов? Мир холокоста существует и сейчас, ведь это не только еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины фактов массового уничтожения людей, осмыслить мировую историю в XX веке, остановить фашизм, который возрождается, невозможно без знания истории Холокоста

          2. Холокост (от Holocaust, что по-гречески означает «сожжен целиком») – означает гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе Второй мировой войны.
          Слово «Холокост» не сразу нашло своё место в международном лексиконе. Первоначально использовалось слово «геноцид», означающее физическое истребление отдельных групп населения по расовым, этническим или религиозным признакам. Но в начале 1960-х гг. это слово стало появляться в американской публицистике. Сначала его использовали как символ крематориев в лагере «Освенцим», но после того как в середине 1970-х гг. в Голливуде был выпущен потрясший весь мир художественный фильм с таким названием, это слово стало международным термином.
          Трагедия Холокоста – это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о катастрофе, которая постигла еврейский народ в годы Второй мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации.
          Мы хотим рассказать о жизни людей еврейской национальности в те страшные годы. Программа уничтожения евреев реализовывалась поэтапно.
          Вспомним, как это было.

          3. В ноябре 1918 года закончилась Первая мировая война. В соответствии с Версальскими соглашениями, Германия утратила 12 процентов своей территории, большую часть угольной и сталелитейной промышленности и надеялась возвратить жизненно важные ресурсы, развязав новые военные действия. Реформирование воинских частей привело к массовой безработице.
          В 1932 году к власти пришла Национал-социалистическая рабочая партия Германии (нацисты), а в 1933-м ее лидер Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии. Воспользовавшись, как предлогом, общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер всячески пропагандировал расистскую теорию, открыто выступая против евреев, обвиняя их в поражении Германии в Первой мировой войне, в распространении коммунистических идей, стремлении разрушить демократические режимы в Европе.
          Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против еврейства, выступив за чистоту немецкой (арийской) расы и считая себя призванным спасти мир от «еврейского засилья». В скором времени он переходит от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии, а чуть позже – к физическому уничтожению.

          4. 1 апрелем 1933 года датируется первый официальный бойкот евреев – собственников магазинов, юристов, врачей. Выдвигалось требование исключить еврейских учеников и студентов из школ и университетов. Арийское происхождение постепенно становилось условием для поступления на работу по ряду специальностей; усилилась антисемитская пропаганда. 15 сентября 1935 года были приняты Нюрнбергские законы «О защите немецкой крови и немецкой чести». 14 ноября нацисты приняли Положение о национальном гражданстве: в юридическом документе впервые было сформулировано, кто является евреем и определен статус метисов. Условием для зачисления на любую государственную службу стало арийское происхождение. Первая инструкция по выполнению Нюрнбергских законов запретила смешанные браки между евреями и метисами во втором поколении.
          7 ноября 1938 года еврейский юноша по имени Гершель Гриншпан застрелил фон Рата, второго секретаря немецкого посольства в Париже. Родители Гриншпана были в группе евреев – польских граждан, которых за две недели до этого выгнали из Германии. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии прокатилась волна погромов. Во время этой вакханалии были сожжены дотла 267 синагог и около тысячи магазинов и домов. Было арестовано до 30 тысяч евреев. Битое стекло, которое усеяло тротуары по всей стране, дало название погрому – «ночь битого хрусталя» или «хрустальная ночь».
          Это произошло на глазах у всего мира, который ничего не сделал для того, чтобы защитить евреев. Через год, 1 сентября 1939 года, немецкие войска вступили в Польшу. Началась Вторая мировая война.

          5. Я исходила вдоль и поперек
          Людскую душу в дни смертей и плена,
          Я заглянула в каждый уголок,
          Где боль жила, где верность, где измена.
          В те дни, когда пути зашли в тупик,
          И пало все, что свято и велико,
          Я, оторвавшись от стихов и книг,
          Читала в людях, как в стихах и книгах.
          Я открывала душу наугад,
          Война и плен пытали наши силы,
          Так половодье роет берега
          И размывает клады и могилы.

          Людмила Титова

          6. После того, как Польша была захвачена нацистами, в их кровавых руках оказалось свыше 2 миллионов евреев. Гитлер рассматривал варианты создания еврейских резерваций в районе Люблина или на принадлежащем Франции острове Мадагаскар в Индийском океане. 21 сентября 1939 года был издан приказ шефа РСХА Гейдриха о создании в городах близ больших железнодорожных станций специальных еврейских кварталов (гетто). Туда же должны были переселяться евреи из ближайшей сельской местности. Первое гетто было создано в октябре 1939 года.
          20 января 1942 года в предместье Берлина, Ванзее, был вынесен смертный приговор всему еврейскому населению Европы. Из протокола совещания в Ванзее: «Начальник полиции безопасности СД обергруппенфюрер СС Гейдрих сообщил в начале совещания, что рейхсмаршал (Геринг) назначил его на должность уполномоченного по подготовке окончательного решения еврейского вопроса в Европе». В процессе обсуждения еврейского вопроса принимался тот факт, что в Европе проживало около 11 миллионов евреев. На востоке евреи, которые находились под надлежащим надзором, должны были использоваться как рабочая сила. Большими рабочими колоннами (в отдельности мужчины и женщины) трудоспособных евреев нужно было перевести в те области, где их можно использовать на строительстве дорог. Причем, несомненно, предполагалось, что большая часть их вымрет в результате естественного отбора.

          7. Для полного уничтожения евреев на территории Польши (в Хелмно, Себиборе, Майданеке, Треблинке, Белжице и Освенциме) создали лагеря смерти. Главным из них стал лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, построенный возле города Освенцим. Здесь впервые в истории человечества стали применять газовые камеры для уничтожения людей. За годы войны в них погибло полтора миллиона человек, в том числе свыше 1 миллиона 100 тысяч евреев из 27 стран. Настоящая индустрия смерти!

          8.Никто не верил слухам о беде,
          Всю ночь кошмарил город, и в кошмаре
          Рождался новый, трудный день
          И задыхался в копоти и гари.
          Над городом стояла тишина,
          Стеной стояли серые солдаты,
          И чья-то участь в этот день проклятый
          Была бесповоротно решена.

             Людмила Титова, 1941.

          9. Eвреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, им вменяли в обязанность носить повязки и нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию.

          10.
          Мне желтую звезду –
          Кленовый ломкий лист –
          Вручает на ходу
          Сентябрь-авангардист.
          Еврейский новый год
          В один из этих дней
          Закружит хоровод
          Невидимых теней.
          А бабье лето льет
          Сусальный листопад.
          О, праведнейший Лот,
          Не оглянись назад!
          Там, за спиною, залп
          И пламени язык,
          Взгляни – станешь столп,
          И превратишься в крик.
          Тебе дано сполна
          По праведным делам,
          Но там твоя жена,
          И ваши дети там.

            Гелий Аропов

          11. Год 1941, июнь. Гитлер напал на Советский Союз. На тот момент в СССР проживало около 5 миллионов евреев. Большинство на западе России, в Прибалтике, в Белоруссии, в Украине. Проведение массовой ликвидации евреев было возложено на оперативные части. Символом уничтожения советских евреев стал Бабий Яр, что на окраине Киева. Трагедия началась на десятый день после захвата города и после взрыва заминированных советскими войсками домов в центре Киева. Были разрушены штаб немецкой армии, комендатура, отель для немецких офицеров. На Крещатике начался большой пожар.
          Руководство айнзацгруппы «С» использовало эти события как предлог для расправы над евреями. В городе появилось около 2000 объявлений «о переселении». Утром 29 сентября 1941 года через весь город шли десятки тысяч людей с чемоданами и узлами. Везли больных и пожилых родственников, несли на руках грудных детей.
          Только в один этот день в Бабьем Яру, как сообщалось в отчете зондеркоманды 4-а, были расстреляны 33771 человек. Расстрелы продолжались несколько дней. По оценкам исследователей, всего в Бабьем Яру погибло около 150 тысяч евреев, включая жителей других городов и беженцев.

          12.
          «Варварство». Отрывок.
          Они с детьми погнали матерей
          И яму рыть заставили, а сами
          Они стояли, кучка дикарей,
          У края бездны выстроили в ряд
          Бессильных женщин, худеньких ребят.
          Пришел хмельной майор и медными глазами
          Окинул обреченных… Мутный дождь
          Гудел в листве соседних рощ
          И на полях, одетых мглою,
          И тучи опустились над землею,
          Друг друга с бешенством гоня…
          Нет, этого я не забуду дня,
          Я не забуду никогда, вовеки!
          Я видел: плакали, как дети, реки,
          И в ярости рыдала мать-земля.
          Своими видел я глазами,
          Как солнце скорбное, омытое слезами,
          Сквозь тучу вышло на поля,
          В последний раз детей поцеловало,
          В последний раз…
          Шумел осенний лес...

             Муса Джалиль

          13. Сравнение численности евреев в странах Европы до и после войны, проведённое демографами в 1949 году, привело к выводу, что число погибших в Холокосте составляет 6 млн. 100 тыс. евреев. Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского процесса главных военных преступников и в решении Международного совещания учёных по вопросам статистики Холокоста в Париже в 1987 году.

          14. Гетто создавались и на территории Беларуси. 19 июля в Минске вышел указ о создании гетто в районе улиц Республиканской, Сухой, Коллекторной (бывшей Еврейской) – в месте традиционного проживания евреев. Всего 34 улицы и переулка и еврейское кладбище вошли в этот район. Сюда были привезены евреи Койданово, Слуцка, Узды. Гетто огородили колючей проволокой. Евреям, под страхом расстрела, было запрещено выходить за её пределы. Им было приказано носить жёлтые латы с адресами. На небольшой территории разместили около 80000 человек – это привело к невероятной тесноте и болезням. На каждого узника приходилось примерно 1,5 кв. м. жилой площади.
          В Минске существовало зондергетто, т. к. там жили не только местные евреи, но и евреи, вывезенные из стран Западной Европы.
          Все понимали, что гетто создаются не для проживания, а для уничтожения евреев. Массовые убийства начались уже в июле 1941 г., когда за шесть недель было убито 1100 человек.
          Акции проводились по заранее разработанному плану. Выкапывали рвы, к которым сгоняли людей, и хладнокровно убивали. Как было сказано выше, людей могли вывезти за пределы гетто (например, в Малый Тростенец) и там расстрелять, или же уничтожить на месте. Первый погром состоялся 7 ноября 1941 г. (погибло от 12 до 17 тысяч человек). Всего же таких погромов было шесть. 21-23 октября 1943 г. в Тростенце были уничтожены последние узники (кроме 500 квалифицированных рабочих, уничтоженных позже). Таким образом, в Минске был «решён еврейский вопрос».
          На территории гетто в живых осталось 13 человек, которые прятались в подвале дома у еврейского кладбища. После освобождения Минска 3 июля 1944 г. они вышли на свободу.

          15. В гетто Вильнюса, Минска, Каунаса подпольные организации готовили вооруженные группы, которые прорывались в леса, где создавали партизанские отряды. Уже в 1942 – 1943 годах в Прибалтике, Белоруссии, Украине вели борьбу около 25 тысяч евреев-партизан. Многие из них, воспользовавшись планом местности, нападали на фашистские опорные пункты, полицейские участки, минировали транспортные пути врага, подрывали поезда. Еврейские партизаны спасали узников гетто, переправляя их в леса. Спасенные организовывали семейные лагеря. Живя под прикрытием партизан, добывали пищу, проявляли заботу о детях, женщинах, стариках. Число евреев в таких семейных лагерях достигало много тысяч. Из них 12-15 тысяч сумели добыть оружие и начать вооруженную борьбу. Так, в Литве партизаны-евреи проникли в Вильнюс, подорвали городскую электростанцию, столбы линии электропередачи. Много еврейских партизанских отрядов действовало в Новогрудских и Налибокских лесах в Белоруссии.

          16. Осиповичский край – это еврейский край. Странно звучит? Однако это так. В нашем районе есть местечки, в которых раньше проживало больше евреев, чем белорусов. Самые еврейские местечки: Лапичи, Липень, Дараганово, Гродзянка. Почему же сейчас мы не называем эти места еврейскими? Потому что их коснулась война.
          Например, в Лапичах до войны стояло 225 еврейских домов. Везде были торговые лавки. В Минске не купишь того, что можно было купить здесь. С приходом фашистов все изменилось. В июле 1941 года немцы собрали молодых мужчин и сильных парней – кто, по их мнению, был опасен. Человек 20-30 беженцев сюда попали. А всего, вместе с евреями, 75 человек. В том числе две женщины – еврейка и русская. Согнали их всех на углу (сейчас там магазин). Били берёзовыми палками. И погнали дальше. В лесу была дорожка на пристань. Там яма глубокая – песок на дорогу брали. Там и расстреляли. А всё кругом немцами было оцеплено.
          Евреев убивали несмотря ни на возраст, ни на пол. Многие из них приняли православие, иконы на домах повесили, но это не спасало.
          Через зиму, весной, всех оставшихся повезли в городок, расстреляли. Фашисты в каждый дом заходили в поисках евреев.

          17. Трагическая судьба постигла Дарагановский край. В мае 1942 года евреи этого местечка были расстреляны. Всего 101 человек. Кроме того, недалеко от д. Крынка располагался санаторий, куда до войны приезжали дети на отдых и лечение. После прихода сюда немцев дети еврейской национальности были согнаны в один корпус и подвергнуты страшным мучениям, а через некоторое время они были расстреляны. В живых остался только Володя Свердлов, проживающий сейчас в г. Минске. На месте расстрела Владимир Семенович установил в июле 2006 г. новый памятник. За свое спасение он благодарен Александре Звонник. Именно у нее он жил после того, как избежал расстрела. Удивительно, но совершенно незнакомая женщина жертвовала своей жизнью ради спасения еврейского мальчика.
          Про трагедию этих местечек можно говорить ещё очень много. Но, вспоминая те далекие годы, возникает вопрос: помнят ли эти деревни своих жителей? Думается, что ответ утвердительный. Например, в Липени и Дараганово есть памятники, за ними ухаживают, а значит, знают, что это еврейские могилы. Также в Дараганово имеется музей, где есть уголок, посвящённый Холокосту. Пускай небольшой, но всё же есть. Можно надеяться, что эта память не позволит повторить ужасы войны.

          18. В городе Осиповичи также существовало гетто. В начале июля 1941 года оно уже было создано. Гетто находилось в южной части города и занимало территорию от ул. Р. Люксембург до ул. В. Хоружей. Жители еврейской национальности, которые жили в северной части и других местах города, были переселены в этот район на улицы Октябрьскую и Промышленную (сейчас Голанта). В домах на этих улицах были построены двухъярусные нары, на которых в тесноте спали люди.
          В оккупированном городе жителей еврейской национальности оставалось примерно человек 430-450. При гетто был организован «юденрат» (еврейский совет). Этот совет состоял из трёх человек. Одним из них был Афроим Хавкин, который до войны работал главным бухгалтером военторга, а потом райзага. Эти люди были назначены немецкой комендатурой по рекомендации бургомистра города Гаранина. По приказу немецкого начальника гетто «юденрат» проводил регистрацию евреев.
          В район гетто входили улицы Коммунистическая, Чумакова, Октябрьская, Горького, Рабоче-Крестьянская, Седых, Калинина и Серова от ул. Р. Люксембург до ул. В. Хоружей и полностью улицы К. Либкнехта, Абросимова, Социалистическая, Революционная, К. Маркса, Голанта, Космическая.
          Жители других национальностей из этого района не были переселены. Это помогало евреям не умереть от голода, т. к. они имели возможность обменивать вещи на продукты питания. В городе была введена карточная система, по карточкам на день выдавали по 100 г. хлеба.

          19. Евреи обязаны были носить на левой стороне груди и спины жёлтые латы круглой формы диаметром 8-10 см, им было запрещено посещать общественные места: базары, кино, обучать детей в школах и т. д. Запрещено было здороваться и разговаривать с белорусским населением, ходить по тротуарам, выходить за пределы гетто, на улице собираться группами больше трёх человек. За невыполнение всех этих и других запрещений наказание было одно – расстрел.
          Каждое утро трудоспособное население выводилось из гетто на тяжёлую физическую работу по разбору разрушенных казарм, домов, на железнодорожную станцию и другие объекты.
          11 октября 1941 года под видом отправки на работу всё мужское население гетто было согнано в Южный военный городок и там расстреляно. Ямы были выкопаны заранее. По воспоминаниям жителей нашего города, евреев расстреливали также в районе еврейского кладбища. Их вели по улицам города ранним утром в сопровождении одного немца и нескольких полицаев. Люди шли молча, только стонали. Женщины несли на руках детей. Таких расстрелов с октября 1941 г. по февраль 1942 г. было проведено несколько. 5 февраля 1942 года были уничтожены последние оставшиеся в живых старики и женщины с маленькими детьми. Таким образом, после 5 февраля 1942 года еврейское гетто было ликвидировано и «еврейский вопрос» в Осиповичах был решён окончательно.
          Всего в Осиповичах было уничтожено около 500 евреев.

          20. Рассказ о научной работе школьников, издании книги «Война известная… и неизвестная», о поездке в Яд Вашем и Долине общин, где сохраняется память об уничтоженных местечках Осиповичского района.
          Затем сказать об Альбине Полуйко-Плешковой из Канады - внучке одного из погибших в Холокост в Осиповичах - Хаим-Алтера Фабриканта -и ее интересу к нашей поисковой работе. О присланных стихотворениях.


          21. Во сне ужасном вижу я костер,
          Сжигающий моих сестер.
          Я помню слезы мамины из глаз.
          Для нас костер тот так и не погас.

          У них-то, в общем, не было вины –
          Еврейской мамой были рождены.
          Они любили весело играть,
          Но налетела хуже волков рать.

          Сжигали всех в газкамерах дотла
          За то, что кровь еврейская текла.
          Бросали без разбора в поезда.
          И как клеймо – Давидова звезда.

             10.09.2002
             Альбина Полуйко-Плешкова
             Монреаль, Канада

          22. Евреи, обреченные на уничтожение в гетто и лагерях смерти, искали пути к спасению. Те, кто отважился бежать, нуждались в надежном укрытии, документах. Многое зависело от местного населения. Укрывательство евреев угрожало жизни всех членов семьи. И все-таки, все-таки… Подвергая себя смертельному риску, по всей оккупированной Европе находились люди, которые помогали евреям и спасали их от гибели. Василий Гроссман назвал их «светлой струей в океане зла и насилия».
          Институт памяти жертв нацизма и героев Сопротивления Яд - Вашем открыл в 1962 году Аллею Праведников, на которой те, кто спасал евреев во время войны, высадили деревья. Они были удостоены звания Праведника Народов Мира.

          23. Праведники Народов Мира – это люди, которые в период Катастрофы с риском для жизни, своей и своих близких, спасали или способствовали спасению евреев. Таких людей тысячи, и ежегодно около семисот человек получают заслуженное ими, но часто запоздалое признание – Праведник. Однако известно, что тех, кто спасал и помогал выжить евреям в страшные годы немецко-фашистской оккупации, значительно больше.
          Число Праведников Народов Мира достигло 21 тысячи человек.
          Имя Праведника заносится на Стену Почёта в Яд Вашем. Высаживаются деревья на аллее Праведников Мемориала.
          В Беларуси свыше пятистам жителям присвоено это почетное звание, а в нашем Осиповичском районе – восьми: Лысюк Нине, Метлицкому Федору, Михадюк Лидии и Михаилу, Звонник Александре, Раковичу Кириллу, Ракович Нине, Алексею Денисову.

          24. Ещё до войны семья Разумовых дружила с Денисовыми. Татьяна, жена Денисова, также как и Сарра Григорьевна, была еврейкой, работала до войны учительницей химии, а её муж Леонид – ветврачом. Таким образом, и Татьяна, и Сарра находились в опасности, оставаясь в Осиповичах. Денисов добился от немецких властей перевода в Старые Дороги. Ему выдали пропуск на пять человек (кроме жены и детей, с ним жила его старая мать). Однако вместо матери Денисов берёт с собой подругу жены Сарру Утевскую. Но и в Старых Дорогах они не долго оставались: нашёлся человек, который знал, что Татьяна еврейка. Женщины были вынуждены уйти. Они долго шли вместе, потом разошлись каждая своей дорогой. Сарре Григорьевне очень повезло: она осталась жива.
          Трагическая судьба постигла семью Денисовых. Все они, кроме маленького сына, были расстреляны фашистами. В своем дневнике, Сарра Григорьевна называет место расстрела – г. Толочин Витебской области, а также пишет об оставшемся в живых сыне Денисовых (не называя, впрочем, его имени). Спустя много лет она ходатайствовала перед музеем Яд Вашем о присвоении Леониду Денисову звания Праведник Народов Мира. Но так как она не смогла предоставить доказательства существования такого человека, дело было передано в архив.
          Зная, что дело Денисова находится в архиве музея, Неонила Львовна Цыганок и ее ученицы Вита Новик и Лера Зайцева написали туда письмо. В ответном письме их попросили собрать доказательства того, что Алексей Денисов – это реальный человек. Начался поиск. Было очень сложно, но одновременно и интересно. Удалось найти родственников Алексея Денисова в Калинковичах, в Израиле и в Толочинском районе Витебской области. Они дополнили уже имеющуюся информацию о судьбе семьи Денисовых.
          Вот что стало известно. Уйдя из Старых Дорог, Татьяна пряталась у брата мужа в д. Бараши Витебской области. В это время Леонид Денисов, его мать и дети жили в г.п. Круглое Могилевской области. Сложно было переносить разлуку, и Татьяна решила навестить семью. Это было ошибкой: в Круглом её и детей схватили фашисты и посадили в гестапо. Алексей Денисов не смог этого перенести и сдался сам. На глазах матери Денисова всю семью, кроме маленького сына, расстреляли. Его немцы швырнули на камни, не желая тратить пулю. Один этот мальчик только и выжил.
          Родственники Татьяны и Алексея очень помогли Неонила Львовне и ее ученицам. Они не только рассказали истинную историю жизни семьи Денисовых, уточнили место гибели, но и прислали фотографии. Это позволило доказать, что Алексей Денисов действительно существовал.
          В результате всех этих поисков в декабре 2007 г. Алексею Денисову было присвоено звание Праведник Народов Мира.

          25. Коротко о других Праведниках Осиповичского района и об аллее Праведников в Яд Вашем.

          26. Далеко не все, кто спасал в годы войны евреев, получили звание Праведников. Но это ничуть не умоляет их заслуг. Мы гордимся, что эти люди жили и живут на нашей белорусской земле.
          Чтобы сохранить память об этих мужественных людях, в 2005г. в Бобруйске открыли Аллею Славы в честь Праведников Народов Мира. В Аллее, рядом с памятником, заложено 16 мемориальных камней – по количеству Праведников в г. Бобруйске. Есть там и камень в честь Александры Звонник, спасшей во время войны Володю Свердлова, малолетнего узника лагеря в Крынке.
          Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, сколько случаев спасения и сколько истинных Праведников было на самом деле. Но их имена и подвиг становятся достоянием будущих поколений, примером, утверждающим, что борьба со злом возможна даже в одиночку.

          27. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что память о Холокосте сохраняется в Беларуси, как и во всём мире. Это проявляется по-разному. Самое важное – это то, что евреи всего мира отмечают День Катастрофы в память о гибели 6 миллионов евреев в годы Второй мировой войны. Было бы неплохо, если бы люди всего мира просто знали, что в календаре есть такой день.
          У нас в Минске находится еврейская община, которая отмечает 21-23 октября свой, «внутренний» День памяти жертв Холокоста, – дату последнего погрома Минского гетто в 1943 году.
          В 2000 году в Стокгольме был принят документ, призывающий всё мировое сообщество изучать тему Холокоста как образовательную гуманитарную дисциплину. Не оттого, что кто-то особенно любит евреев. Вовсе нет. А потому, что Холокост – ярчайший пример в истории человечества, когда один народ уничтожал другой народ только лишь по национальной идентификации. Других поводов просто не существовало. Не случайно в ноябре 2005 г. ООН приняла решение – во всём мире отмечать 27 января, день освобождения советскими войсками в 1945 г. концлагеря Освенцим, где среди погибших около 85% были евреями, как День памяти жертв Холокоста.
          Беларусь – это страна, где евреи жили долгие годы, где их спасали от уничтожения простые люди, которых мы сегодня с благодарностью называем Праведниками Народов Мира. Это отдельная страничка в истории Холокоста, и занимает она много места. Мы должны помнить таких людей и гордиться тем, что они являлись нашими земляками.

          28. По ступенькам вниз и цветы в руке,
          Солнце догорало где-то вдалеке -
          Памятник погибшим от фашистских рук,
          Испытавшим в гетто слишком много мук.
          Думала, что молча постою в тиши
          И прочту молитву в упокой души.
          Сердце застучало, кругом голова,
          Не могу я выдавить нужные слова.
          Там толпа народа и цветы в венках,
          Слышу разговоры на разных языках,
          Среди них немецкий - задаю вопрос:
          Что, вам делать нечего, чёрт сюда принёс?
          Отвечает женщина, голову склоня:
          Только, ради Б-га, простите вы меня.
          Мне ведь тоже трудно, не найти мне слов.
          Мы пришли молиться за грехи отцов.
          Так молились вместе на закате дня:
          Женщина немецкая, рядом с нею - я.
             10.09. 2002. Альбина Полуйко-Плешкова.
             Монреаль, Канада

           

          Составитель: Неонила Львовна Цыганок,
          учитель истории и обществоведения средней школы № 2 г. Осиповичи, Беларусь,
          методист отдела образования Осиповичского райисполкома.

           
          На месте еврейской резни в Великобритании зажгли ханукию
          02.12.2021, Евреи и общество
          Выдающийся еврейский философ, богослов и раввина Джонатан Сакс награжден посмертно Фондом премии «Генезис»
          02.12.2021, Евреи и общество
          Тель-Авив признан самым дорогим городом в мире
          02.12.2021, Мир и Израиль
          В Лондоне антисемиты напали на автобус с евреями, которые ехали отмечать Хануку
          02.12.2021, Антисемитизм
          Выжившие в Холокосте отметили Хануку у Стены Плача
          02.12.2021, Холокост
          В Румбульском лесу под Ригой почтили память жертв Холокоста
          01.12.2021, Холокост
          Стивен Спилберг закончил съемки ремейка «Вестсайдской истории»
          01.12.2021, Культура
          Мэр Нью-Йорка зажег первую свечу Хануки на самой большой меноре в мире
          01.12.2021, Традиция
          Главный раввин Стены плача посвятил церемонию зажигания ханукальной свечи Украине
          01.12.2021, Мир и Израиль
          Месси в седьмой раз получил «Золотой мяч»
          30.11.2021, Евреи и общество
          Все новости rss