Новости региона
Фото с сайта hmarochos.kiev.ua
|
В Киеве состоится презентация проекта памятного знака «Дела Бейлиса»
12.12.2019 В течение августа-сентября 2019 году в Киеве состоялся закрытый заказной конкурс на лучшую идею памятного знака «Дела Бейлиса».
Инициатором конкурса стал Вячеслав Москалевский, кураторам проекта – Пономарева Анастасия, организатором – независимая урбанистическая агентство «Урбан Кураторы». Почти единогласным решением жюри было выбрано работу Анны Звягинцевой. Архитекторами проекта выступило архитектурное бюро ФОРМА.
Среди других художников, участвовавших в конкурсе – Никита Кадан, Назар Билык, Алевтина Кахидзе, Николай Родный.
В ходе презентации куратор проекта Анастасия Пономарева расскажет о конкурсе и последующих шагах, эксперт в сфере современного искусства Мария Ланько представит работы участников, Анна Звягинцева – презентует идею своего проекта.
В презентации примут участие член жюри и другие художники, принимавшие участие в конкурсе.
Начало процессу по делу Бейлиса положило убийство в марте 1911 года 12-летнего мальчика Андрюши Ющинского, тело которого нашли в одной из киевских пещер. В преступлении обвинили еврея Менахема-Менделя Бейлиса, служащего кирпичного завода Ёоны Зайцева.
Как раз за месяц до убийства Государственная дума Российской империи рассматривала возможность отмены черты оседлости. К тому времени более сотни лет существовал запрет, по которому евреям не разрешалось селиться на определенных территориях, в частности в крупных городах. Поэтому антисемитские партии и черносотенные организации стали чаще вспоминать о «ритуальных убийствах» – кровавом навете. По их мнению, некие «иудеи-сектанты» используют кровь христиан в религиозных ритуалах, в частности для приготовления мацы в Песах.
Процесс по делу Бейлиса расколол общество Российской империи. прогрессивные силы встали на защиту невиновного человека, объясняя всю несуразность выдвинутых против него обвинений.
Дело получило значительный политический и социальный резонанс. Его уподобляли знаменитому делу Дрейфуса во Франции. В конце концов, в 1913 году Бейлис был оправдан. Он сразу эмигрировал в Палестину, а затем переехал в США.
Проект Анны Звягинцевой предусматривает установление остановки общественного транспорта напротив Печерского районного суда. Именно в этом здании бывших Присутственных мест проходил суд над Бейлисом.
В углу остановки художница предлагает разместить фрагмент клетки для подсудимого, в которой может оказаться каждый. Хотя Бейлиса и не держали в такой клетке, подобная практика существует во многих современных судах, символически противоречит презумпции невиновности.
Скамьи для ожидания транспорта символизируют скамьи присяжных. Таким образом прохожий может почувствовать себя как на месте подсудимого, так и на месте тех, кто судит. При этом транспорт прибывает с той стороны, где находится клетка, поэтому взгляды «присяжных» будут направлены на «обвиняемого».
На бетонной стене остановки разместят избранную информацию, посвящённую делу Бейлиса. Предполагается оставить пустые плоскости, где можно разместить материалы о современных событиях, таких, например, как цыганские погромы.
Другую стенку сделают из стеклянных блоков различной фактуры: треснувшего, запыленного стекла, которое искажает информацию.
Наверх
|