Новости региона
Фото пресс-службы посольства Германии в Латвии
|
Директор музея праведника народов мира Жаниса Липке удостоена высшей награды ФРГ
01.10.2020, Регион 30 сентября в посольстве Германии в Риге состоялась церемония вручения ордена «За заслуги» директору музея Праведника народов мира Жаниса Липке Лолите Томсоне. Высшей награды ФРГ Томсоне была удостоена за выдающуюся общественную деятельность.
«Томсоне сформировала новый, всеобъемлющий подход к сохранению памяти, продолевающий этнические границы, охватывающий все гражданское общество и меняющий латышскую культуру. Пример этого – ее инициатива отмечать годовщину расстрелов в Румбуле у памятника Свободы. Как директор мемориала, она уделяет внимание и образовательному аспекту – мемориал стал не только музеем, но и ареной актуальных дискуссий. Томсоне – символ латвийского гражданского общества», – говорится в заявлении посольства.
Жанис Липке – рижский докер, который в годы нацистской оккупации Латвии спас из рижского гетто более 50 человек. Он создал целую подпольную организацию, переправлявшую евреев на отдаленные хутора. За свою деятельность Липке был удостоен звания Праведника народов мира.
Перед первой церемонией поминовения, прошедшей у памятника Свободы 30 ноября 2016 года, NEWSru взял интервью у Томсоне и второго инициатора поминовения – историка Каспара Зеллиса. Лолита объяснила, чем вызвано решение провести ее в центре Риги. Она рассказала, что памятник выбран потому, что он – сердце Латвии: «25 тысяч человек – женщин, мужчин, детей, стариков – они были плоть от плоти Латвии. И их убили только потому, что они евреи».
«Я хотела, чтобы об этой трагедии заговорили. Чтобы вспомнили, что она стала чудовищной потерей для народа Латвии. Погибшие не были евреями из Латвии, они были частью самой Латвии. Они сражались за независимость, жили рядом с нами, ходили в школу вместе с нашими бабушками и дедушками», – подчеркнула Томсоне.
«Мы всего лишь хотим зажечь свечи в память об этих душах, наполовину забытых, о людях, чью одежду носил кто-то другой, когда их тела еще не успели остыть. Ни речей, ни политиков, ни неправительственных организаций. Только свечи. Мне так хочется, чтобы их было 25 тысяч. Но вряд ли их будет так много», – сказала она.
Наверх
|