Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 65-летию трагедии Бабьего Яра
Литературно-музыкальная композиция
на тему: «Бабий Яр: память и предупреждение» - к 65-летию трагедии Бабьего Яра.
ЦЕЛИ:
Воспитательные:
1.Опираясь на фотодокументы, рассказать о трагедии Бабьего Яра, ставшего одним из самых страшных символов Холокоста в годы второй мировой войны.
2. Воспитывать непримиримое отношение к нацизму как идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия всему человечеству.
РЕСУРСЫ:
1. Музыкальные фрагменты из симфонии Шостаковича № 13 «БАБИЙ ЯР»
2. Отрывки из литературных произведений поэтов Е. Евтушенко, И. Эренбурга, А. Розенбаума, Ривы Балясной, исполненные учащимися 9-х и 10-х классов.
3. Презентация видеоряда фотодокументов, созданная учащимися.
ВРЕМЯ: 35-40 минут.
Вступительное слово учителя:
Учитель задает вопрос учащимся: Что вы слышали о Бабьем Яре?
Можете ли вы рассказать об этом? Что вы читали об этом? Смотрели фильм?
---Ученики сегодня ничего не знают о событиях в Бабьем Яру.
27- 29 сентября 2006 года весь мир отмечает 65 летнюю годовщину страшной трагедии, которая показала бесчеловечную сущность фашизма – расстрелы в Бабьем Яру, где было совершено одно из самых страшных преступлений за всю историю человечества. Говорят, что когда иссякает память, трагедии повторяются. Как и где хранится память о Бабьем Яре? Сегодня мы увидим хронику этих страшных событий и постараемся понять: как и почему это могло случиться?
Двое ведущих читают стихотворение Е.Евтушенко «Бабий Яр».
Звучат первые аккорды симфонии Д.Шостаковича «Бабий Яр»
На экране появляются первые кадры. Ведущие комментируют видеоряд:
1й ведущий: 1941-ый год. Три месяца идёт война против Советского Союза. Уже оккупирована Прибалтика, Белоруссия, Украина. Немецкие войска вступили в Киев 19 сентября 1941 года. В этот же день начались грабежи и репрессии против евреев. 22 сентября 1941 года киевлян разбудил взрыв страшной силы. Горел Крещатик, центральная улица города: сработали мины, установленные отступающими советскими войсками. А уже на следующий день в городе появилось около 2 тысяч объявлений, в которых евреям предписывалось "в целях переселения" собраться около еврейского кладбища, имея с собой деньги, драгоценности и постельное бельё. За неявку – расстрел.
2й ведущий: На рассвете 29 сентября 1941 года десятки тысяч киевских евреев в разных концах города медленно двигались по улицам в сторону еврейского кладбища. Поддерживая друг друга, шли старики и старухи. Матери несли младенцев на руках, везли их в колясочках. Старух, бледных и тяжко вздыхающих, вели под руки внуки. Парализованных и больных несли на носилках, на одеялах и простынях. Многие евреи думали, что предстоит переезд в провинциальные города - новую "черту оседлости" или даже обмен на военнопленных немцев. Но многие понимали, что путь в Бабий Яр - дорога к смерти. В эти дни было много самоубийств.
1й ведущий: Родственники и друзья провожали их, не подозревая о предстоящей трагедии. Некоторые из них дошли до Бабьего Яра, откуда оцепление уже никого не выпускало. Те из них, кто не сумел убедить карателей, что не является евреем, погибли. Кто-то сознательно стремился разделить судьбу евреев, своих родственников и близких. Русские мужья провожали своих еврейских жён, русские жёны провожали своих еврейских мужей. Они погибли вместе, как жили.
2й ведущий: Толпы людей непрерывным потоком шли по Львовской улице, а на тротуарах стояли немецкие патрули. Огромное множество людей с раннего утра до самой ночи двигалось по мостовой. Это шествие смерти длилось три дня и три ночи. Город притих. На Львовскую улицу, как потоки в реку, вливались толпы с соседних улиц... Выйти из потока уже было невозможно - немцы проверяли документы. А за Львовской улицей голые холмы, овраги с крутыми склонами - Бабий Яр
1й ведущий: Под открытым небом была организована целая канцелярия, стояли письменные столы. От толпы каждый раз отделяли по 30 - 40 человек и вели под конвоем "регистрировать". У людей отбирали документы и ценности. Документы тут же рвали и бросали на землю. Затем евреем - мужчинам, женщинам и детям - приказывали раздеться, одежду собирали, аккуратно складывали. Потом их группами отводили вниз
2й ведущий: На склонах оврага были проложены узкие тропинки. Раздетых людей подгоняли туда дубинками. На противоположной стороне оврага были установлены пулемёты. Группы по 30 - 40 человек палачи ставили на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Некоторых обречённых расстреливали из пистолета. Маленьких детей часто сталкивали в овраг живыми. Заглушая выстрелы, над оврагом летал самолёт.
Ученики читают стихи Ривы Балясной на фоне тихо звучащей музыки Д. Шостаковича. На экране застывшие кадры хроники.
1й ведущий: Только в первый день акции, 29 сентября, согласно отчёту зондеркоманды 4-А, в Бабьем Яру был расстрелян 33771 еврей. Расстрелы продолжались несколько дней, там же уничтожали и всех скрывавшихся евреев города. По оценкам украинских исследователей, 300
немцев и 1500 украинских полицаев убили в Бабьем Яру 150000евреев, включая жителей других украинских городов и беженцев. Большинство евреев, которым удалось избежать расстрела или чудом спастись из Бабьего Яра, всё же погибли, так как не сумели скрыться и были выданы немецким властям.
1 ведущий: Но и после того, как были уничтожены почти все скрывавшиеся в Киеве евреи, Бабий Яр оставался местом массовых расстрелов, там погибло много советских военнопленных и цыган. Среди жертв Бабьего Яра - подпольщики, коммунисты, украинские националисты, душевнобольные.
2 ведущий: Так, первая попытка нацистов уничтожить всех евреев большого города, оказалась удачной. А потом были печи Майданека, Аушвица, Треблинки... В каждом оккупированном немцами городе была своя история Холокоста. Символом же трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр.
Учитель: Сегодня на месте расстрелов в Бабьем Яру установлены памятники жертвам нацизма. Сюда приходят люди. О трагедии Бабьего Яра известно во всём мире. Но и сегодня находятся люди, которые хотят повторения подобных трагедий. Они разрушают и оскверняют могилы и памятники, они нападают и убивают, они сеят ненависть и вражду.
- Что мы можем сделать для того, чтобы подобные трагедии в мире больше не повторились?
- Что вы можете сделать для этого?
Давайте подумаем над этим…….
ПРИЛОЖЕНИЕ:
1. Евгений Евтушенко «Бабий Яр» (фрагменты)
Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.
Мне кажется сейчас -
я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне - следы гвоздей.
Мне кажется -
я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
и пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот:
"Бей жидов, спасай Россию!"-
насилует лабазник мать мою.
О, русский мой народ! -
Я знаю - ты
По сущности интернационален.
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по-судейски.
Все молча здесь кричит,
4
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я -
каждый здесь расстрелянный старик.
Я -
каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
про это не забудет!
"Интернационал"
пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
как еврей,
и потому - я настоящий русский!
2. БАБИЙ ЯР – Илья Эренбург
К чему слова и что перо,
Когда на сердце этот камень,
Когда, как каторжник ядро,
Я волочу чужую память?
Я жил когда-то в городах,
И были мне живые милы,
Теперь на тусклых пустырях
Я должен разрывать могилы,
Теперь мне каждый яр знаком,
И каждый яр теперь мне дом.
Я этой женщины любимой
Когда-то руки целовал,
Хотя, когда я был с живыми,
Я этой женщины не знал.
Мое дитя! Мои румяна!
Моя несметная родня!
Я слышу, как из каждой ямы
Вы окликаете меня.
Мы понатужимся и встанем,
Костями застучим - туда,
Где дышат хлебом и духами
Еще живые города.
Задуйте свет. Спустите флаги.
Мы к вам пришли. Не мы - овраги.
3. Бабий Яр. Рива Балясная
На меня надвигаются рвы,
на меня надвигается время,
и опять я одна и со всеми:
вы погибли, но вы не мертвы.
5
Эта память во мне навсегда,
эта кровь никогда не сотрется,
я напиться боюсь из колодца:
я не знаю, где кровь, где вода.
Четверть века мне снится тот год,
четверть века со странной улыбкой
мне навстречу Хануся идет;
прижимая к груди своей скрипку.
Страшный ров. Осыпается край...
С каждым днем ее песенка тише.
Но играй, все равно ты играй,
Потому что мы помним и слышим...
4. А.РОЗЕНБАУМ «А может, не было войны..»
А может, не было войны...
И людям все это приснилось:
Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
А может, не было войны,
И у отца с рожденья шрамы,
Никто от пули не погиб,
И не вставал над миром гриб,
И не боялась гетто мама?
А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
А может, не было войны?
Не гнали немцев по этапу,
И абажур из кожи - блеф,
А Муссолини - дутый лев,
В Париже не было гестапо?
А может, не было войны?
И "шмайсер" - детская игрушка,
Дневник, залитый кровью ран,
Был не написан Анной Франк,
Берлин не слышал грома пушек?
А может, не было войны,
И мир ее себе придумал?
...Но почему же старики
Так плачут в мае от тоски? -
Однажды ночью я подумал.
...А может, не было войны,
И людям все это приснилось?..
Составила Полякова Ирина Дмитриевна,
региональный координатор программы
"Толерантность - уроки Холокоста",
гимназия № 1 имени академика Е.Ф.Карского, г. Гродно, Белоруссия.
|
|