Методическая разработка урока на тему   "Что могут сделать очевидцы"
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
Новости региона Читальный зал
    Мировые новости
    Наша деятельность
    Комментарии и анализ
      Мониторинг ксенофобии Контакты
        Наиболее важные новости
          Программа «Толерантность — уроки Холокоста» | «Истоки толерантности» | Программа «Мемориализация мест массовых захоронений» | Программа «Развитие» | Программа «Солидарность с Израилем» | Программа «Духовное возрождение» | Программа «Диалог цивилизаций» | Программа «Мониторинг антисемитизма и ксенофобии» | Программа «Открытие Израиля»

          Методическая разработка урока на тему "Что могут сделать очевидцы"

          Курс по выбору « ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО», 9-й класс

          ЦЕЛИ УРОКА:
          Образовательные: подвести учащихся к пониманию, психологически и этически, последствий геноцидов, имевших место в истории, на примере Холокоста. Научить пользоваться содержательным смыслом слова «толерантность» (терпимость), определять проявления толерантности в жизни.
          Воспитательные: создать условия для сознания учащимися недопустимости насилия над личностью, унижения человеческого достоинства, способствовать формированию основ национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия, толерантности и сострадания.
          Развивающие: активизировать и актуализировать знания, умение сравнивать, делать выводы, вести дискуссию.

          ЗАДАЧИ:
          ۸ добиться четкого понимания учащимися таких явлений как геноцид, национализм, толерантность, холокост.
          ۸ помочь учащимся понять ту сложность, которая возникает в связи с нравственно-этическим выбором в ситуации насилия.
          ۸ создать общую платформу «пережитого» учащимися, что дает толчок к последующей дискуссии

          ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
          ۸ карта мира – (Мартиролог) с отмеченными местами происходивших событий
          ۸ материалы встречи с Петром Алексеевичем Наумюком- Праведником народов мира.
          ۸ фотодокументы периода немецкой оккупации (1942-44 гг.)

          ВРЕМЯ: два занятия по 45 минут или одно занятие на 60 минут.

          ТИП УРОКА: урок-лекция с последующим использованием различных форм творческой работы с учащимися. В связи с этим учителю рекомендуется зафиксировать ключевые идеи урока на обзорной либо классной доске и по ходу урока или дискуссии обращать внимание на них или возвращаться к ним.

          КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ:
          ♦ Люди часто стоят перед нравственно-этическим выбором: стоит ли защищать жизнь и человеческое достоинство другого, если при этом возникают риск и
          потери для самого человека, а также для тех, кого он пытается защитить.
          ♦ Холокост – одна из форм геноцида, через которую видна сущность фашизма.
          ♦ Человеческое равнодушие, неумение или нежелание сострадать и сочувствовать, безразличие к чужой боли? жестокости, ущемлению человеческого достоинства и
          гражданских прав личности или народа в целом могут снов привести нас к Катастрофе

          1. Учитель начинает урок с эпиграфа из романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол», предлагая ребятам задуматься о том, как связана основная мысль автора с
          темой урока. Учащиеся дают свою трактовку эпиграфу, объясняя, как они его понимают:
          «Нет человека, который был бы, как остров сам по себе. И если смоет волною береговой утес, меньше станет Европа…Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством. А поэтому никогда не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе». Эрнест Хемингуэй. «По ком звонит колокол».

          2. Учитель напоминает о событиях второй мировой войны, отталкиваясь от того, что новейшая история рассматривает геноцид еврейского народа в годы второй мировой
          войны, как общечеловеческую катастрофу, а не только как национальную трагедию. Демонстрирует фотодокументы, раскрывает такие понятия как: геноцид, холокост, толерантность, национальная нетерпимость.

          Учащимся задаются вопросы: ● какие чувства вызывают у вас эти фотографии?
          ● какие чувства должны были испытывать жертвы?
          ● а их палачи?
          ● а очевидцы (свидетели, наблюдатели)?

          3. Группа учащихся рассказывает о своем интервью с жителем города Гродно Петром Алексеевичем Наумюком, который спас во время немецкой оккупации города бежавшего из гетто еврейского мальчика Иону Зарецкого. Проводится обсуждение в малых группах так, чтобы ученики еще раз подумали о том, что произошло, и о выборе, который был сделан П.А Наумюком с риском для жизни его самого и его семьи.

          Рекомендуемые вопросы к группам:
          ● представьте себя на месте каждого из участников ситуации. Что бы вы попытались сделать и почему?
          ● какие надежды и опасения вы испытывали бы в описанной ситуации?
          ● что вы думаете о выборе, сделанном этими людьми?
          ● как оказание помощи одним человеком влияет на поступки других?
          ● почему не каждый в равной степени способен сделать то, что нужно?

          4. Проследите последствия:

          Проанализируйте, как возможность защитить жизнь человека и его достоинство зависит от очевидцев ситуации.

          Выберите одно из предлагаемых ниже заданий и составьте диаграмму, чтобы показать паутину цепных реакций.
          ● поступок, который вы совершили как очевидец для того, чтобы помочь другому.
          ● поступок, совершенный кем-то еще как очевидцем.

          Каким образом наши поступки могут укрепить позиции гуманизма?
          ● Что необходимо для того, чтобы сделать что-либо трудное, опасное или непопулярное для защиты жизни или человеческого достоинства людей, находящихся в опасности? [Например: личное мужество, сильные нравственные или религиозные убеждения, незнание о возможной опасности, такие же страдания, перенесенные ранее и др.]

          Дайте возможность учащимся использовать в качестве доводов примеры из их личной жизни.

          Учитель помогает учащимся сделать ВЫВОД:
          ♦ Всегда наступает момент, когда нужно сделать нравственный выбор. Человеческое равнодушие, неумение или нежелание сострадать и сочувствовать, безразличие к чужой боли, жестокости, ущемлению человеческого достоинства и гражданских прав личности или народа в целом могут снова привести нас к Катастрофе.



          Полякова ИринаДмитриевна,
          учитель гимназии № 1 г. Гродно,
          региональный координатор программы
          "Толерантность - уроки Холокоста"

           

           
          На месте еврейской резни в Великобритании зажгли ханукию
          02.12.2021, Евреи и общество
          Выдающийся еврейский философ, богослов и раввина Джонатан Сакс награжден посмертно Фондом премии «Генезис»
          02.12.2021, Евреи и общество
          Тель-Авив признан самым дорогим городом в мире
          02.12.2021, Мир и Израиль
          В Лондоне антисемиты напали на автобус с евреями, которые ехали отмечать Хануку
          02.12.2021, Антисемитизм
          Выжившие в Холокосте отметили Хануку у Стены Плача
          02.12.2021, Холокост
          В Румбульском лесу под Ригой почтили память жертв Холокоста
          01.12.2021, Холокост
          Стивен Спилберг закончил съемки ремейка «Вестсайдской истории»
          01.12.2021, Культура
          Мэр Нью-Йорка зажег первую свечу Хануки на самой большой меноре в мире
          01.12.2021, Традиция
          Главный раввин Стены плача посвятил церемонию зажигания ханукальной свечи Украине
          01.12.2021, Мир и Израиль
          Месси в седьмой раз получил «Золотой мяч»
          30.11.2021, Евреи и общество
          Все новости rss