«Нравственные проблемы в ситуации экзистенциального выбора»
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
Новости региона Читальный зал
    Мировые новости
    Наша деятельность
    Комментарии и анализ
      Мониторинг ксенофобии Контакты
        Наиболее важные новости
          Программа «Толерантность — уроки Холокоста» | «Истоки толерантности» | Программа «Мемориализация мест массовых захоронений» | Программа «Развитие» | Программа «Солидарность с Израилем» | Программа «Духовное возрождение» | Программа «Диалог цивилизаций» | Программа «Мониторинг антисемитизма и ксенофобии» | Программа «Открытие Израиля»

          «Нравственные проблемы в ситуации экзистенциального выбора»

          Проект «Нравственные проблемы в ситуации экзистенциального выбора»
          (на примере Второй мировой войны)

           

          Республика Беларусь, г.Минск,
          Гимназия №21

          Авторы проекта:
          Ганкина Инесса Ароновна – учитель обществоведения,
          Учащиеся 9-х классов гимназии №21
          Ляшкевич Виолетта 9 «Г»
          Кисин Владислав 9 «Б»
          Дулько Михаил 9 «Б»
          Шимко Иван 9 «Б»
          Верниковская Дарья 9 «В»
          Кирпичёва Мария 9 «В»
          Богрец Кристина 9 «А»
          Дриго Алина 9 «А»
          Купцевич Мария 9 «А»

          АННОТАЦИЯ
          Чем дальше уходят от нас события Второй мировой войны, тем сложнее создать условия для актуализации темы войны в сознании подрастающих поколений.
          Предлагаемый вашему вниманию проект – это попытка решить данную задачу в рамках предмета “Обществоведение”.
          Уже два года подряд в мае месяце я провожу на своём уроке дискуссию, посвящённую нравственному выбору обычных людей во время Второй мировой войны.
          Материал урока вписывается в соответствующую тематику предмета “Обществоведение”, т.к. данному уроку предшествует тема “Нравственные отношения”, включающая понятия: патриотизм, практический гуманизм и т.п.
          Современная молодёжь осознаёт особенности проявления данных качеств в современном мире, проблему соотношения патриотизма и национализма, гуманизма, альтруизма и эгоизма и т.д.
          Урок-дискуссия, полностью построенный на документальных свидетельствах Второй мировой войны позволяет перенести вышеуказанную проблематику с научно-абстрактного на эмоционально-конкретный уровень, обратиться к семейной истории и личному опыту подростков.

          Цель проекта – создать условия для актуализации семейной истории и личного опыта подростков в процессе осознания нравственной проблематики Второй мировой войны.
          Задачи проекта:
          1. Создание условий для получения новой информации о Второй мировой войне в контексте проблематики “Человек и война”
          2. Создание условий для выработки личного отношения к истории Холокоста и формирования толерантности
          3. Приобретение навыка ведения дискуссии, посвящённой проблемам Второй мировой войны
          4. Создание условий для выработки нравственной позиции учащихся
          5. Создание условий для расширения и углубления научных знаний и навыков анализа документальных материалов историко-обществоведческой тематики
          6. Создание условий для обращения к семейной истории учащихся
          7. Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся как в рамках урока, так и в процессе работы над отчётом пресс-центра
          Материалы и оборудование
           
          Компьютер, проектор, задания для групповой работы (5 групп),
          презентация, оборудование для фото и видеосъёмки.

          Ход урока
          1. Организационный момент. Разделение класса на пять групп, формирование пресс-центра (шестая группа).
          2. Актуализация темы урока (Слайд 1, см.приложение 1), приближающийся праздник 9 мая.
          3. Обращение к эмоциональному опыту учащихся, Вторая мировая война и милионы жертв среди мирного населения (Слайд 2, см. приложение 1).
          4. Введение понятия “Экзистенциализм” (Слайд 3, см. приложение 1).
          5. Учащимся задаётся вопрос: «Каким образом формулировалась экзистенциальная проблема во время Второй Мировой войны?» (Слайд 4, см. приложение 1).
          6. После получения ответа от учащихся, происходит переход к слайду 5, на котором учащиеся видят правильный ответ (Слайд 5, см. приложение 1).
          7. Учащиеся знакомятся к вопросам для обсуждения в группах, пресс-центр получает оборудование для фото и видеосъёмки. Учащиеся фиксируют вопросы в тетрадях и приступают к их обсуждению, пресс-центр ведёт фото и видеосъёмку (Слайд 6, см. приложение 1). На обсуждение в группах даётся 15 минут. Преподаватель консультирует учащихся во время работы.
          8. Первая и вторая группа отвечает на вопросы, анализируя ситуацию 1 и 2. (Слайд 7-8, см. приложение 1).
          9. Третья группа отвечает на вопросы, анализируя ситуацию 3. (Слайд 9, см. приложение 1).
          10. Преподаватель рассказывает про музей Яд Вашем, используя фотографии (Долина общин, памятник жертвам Варшавского гетто, вагон для депортации) (Слайд 10, см. приложение 1).
          11. Четвёртая и пятая группа отвечает на вопросы, анализируя ситуацию 4 и 5. (Слайд 11-12, см. приложение 1).
          12. Преподаватель рассказывает про историю еврейского сопротивления, используя фотографии (Памятник бойцам Варшавского гетто, памятник “Дерево сопротивления”, памятник Янушу Корчаку, история памятника на площади семьи, цветы на камнях в Долине общин) (Слайд 13-14, см. приложение 1).
          13. В завершении урока, учащиеся слушают воспоминания Праведника народов мира, жительницы Минска, которая, отвечая на вопрос о своём выборе во время войны, подчёркиваает, что она и её мать поросто не могли поступить иначе.
          14. В оставшиеся 5-10 минут пресс-центр продолжает собирать информацию для творческого отчёта (проводят интервью, анкетировние и т.п.)

          Творческие отчёты
          Преподаватель не навязывает форму и содержание творческих отчётов пресс-центра.
          В папке “Материалы работы пресс-центра 07.05.2012” приведены две презентации-отчёта с уроков в 9 “А” и 9 “Г” классе, один отчёт в форме текстового файла (9 “Б” класс”) и одна презентация, посвящённая ветеранам войны (9 “В” класс”).
          Знакомство с творческими отчётами свидетельствует о большой заинтересованности подавляющего большинства учащихся, об их стремлении осмыслить предлагаемый материал, об эмоциональной включённости учащихся в процесс обсуждения. Этот тезис подтверждается результатами анкетирования учащихся 9 “А” класса (18 человек) (См. подробно в материалах работы пресс-центра)
          • Учащиеся осознают, что недостаточно знают о событиях Второй мировой войны;
          • Только 4 учащихся из 18 посвящают много времени изучению этой проблемы;
          • Проведённый урок в разной степени был интересен всем учащимся;
          • Все учащиеся согласны, что такие уроки должны проводится с определённой периодичностью.
          Таким образом, на наш взгляд основные задачи проекта были успешно выполнены.


          Приложение 1
          Слайд 1
          НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СИТУАЦИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА

          (на примере Второй Мировой войны)
          Слайд 2



          Слайд 3
          Экзистенциализм – направление в философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире

          Слайд 4
          Вопрос: «Каким образом формулировалась экзистенциальная проблема во время Второй Мировой войны» ?
           
          Слайд 5
          «Быть или не быть ?»
          Проблема жизни и смерти

          Слайд 6
          Вопросы к текстам
          1. Докажите, что предложенная вам ситуация носит экзистенциальный характер
          2. Какие нравственные проблемы вынуждены решать люди в предложенной для анализа ситуации ?
          3. Почему они делают свой нравственный выбор определенным образом ?
          4. Согласны ли вы с принятым ими решением? Аргументируйте свой ответ.

          Слайд 7 (Ситуация 1)
          «Я з вогненнай вескi…» Алесь Адамовiч, Янка Брыль, Уладзiмiр Калеснiк (с. 36-37), в русском переводе:
          Перевод на русский язык
          «Я из огненной деревни» Алесь Адамович, Янка Брыль, Владимир Колесник
          Была я беременная, два месяца до родов. А у меня была тётка, родная сестра матери. Приезжаю я в Октябрь, зимой в три часа дня. А через два часа уже будет темно. Моя тётка как увидела, что я обгоревшая и раненая, и моего мужа увидела.
          -- О. Господи, гаворит, -- куда ты мне яго привезла! Это ж привезла мне, чтобы мою семью уничтожить. Немцы посмотрят и скажут, что партизанская семья, партизана прячем...
          Темнее... Боже мой, что б я не встала! .. Темнее, а она говорит: “Иди!...”
          Вот как люди напуганы!.. Я говорю ей: “Тётка, дайте мне платок вязаный, у мяне из одьяла косыночка, разорвала две, холадно. Я, -- говорю, -- доберусь куда-нибудь, и вам верну”
          -- А куда ты доберёшься ? немцы тебя сразу же уничтожат. Куда ты с этим раненым доберёшься. Ты вот едь в лес, а то из-за него ты и людей погубішь...

          Слайд 8 (Ситуация 2)
          «Я з вогненнай вескi…» Алесь Адамовiч, Янка Брыль, Уладзiмiр Калеснiк (с. 389), в русском переводе:
          «Я из огненной деревни» Алесь Адамович, Янка Брыль, Владимир Колесник
          Пришли немцы в нашу деревню, тут оні переночевалі, а раненько – еще некоторые люди спали – начали убивать. А вечером они никому ничего не сказали. Убивали в хатах и тех людей, у кого ночевали, тоже убили. Они говорили, что в Германию будут брать, а если кто-то из молодёжи убежит, то убьют стариков. Не хотелось, чтобы пострадали наши старики…

          Слайд 9 (Ситуация 3)
          Из воспоминаний о Варшавском гетто
          “Это произошло в Варшавском гетто ранней весной 1943 года. В Варшавском гетто собраны жалкие остатки полумиллионной общины, втиснутые врагом в несколько узких улиц. Рассеялись все иллюзии. Они знают, что еще несколько дней, несколько недель – они тоже отправятся в свой последний путь, туда...
          Католическая церковь предложила вывести из гетто трех раввинов с их семьями и укрыть их в надежном месте, покак не минует опасность.
          Они собрались, три оставшихся в живых раввина Варшавы. Предав предложение, пришедший сказал: “Обдумайте, посоветуйтесь и дайте ответ”. Они вошли в комнату и сели, не проронив ни слова. Сидели не глядя друг другу в глаза, и молчали, молчали...
          Потом самый молодой из них сказал:
          “Я моложе всех. Мое слово не обязывает вас. Всем нам ясно, что мы не покинули их, мы ободряем и поддерживаем их. Это единственная возможная поддержка. Я не в силах покинуть этих людей. Нам ли скрываться от Бога ? Бог есть там и есть здесь”.
          Не раздалось ни слова. Только рыдание вырвалось из глубин души.
          Конец известен. Один раввин погиб в начале восстания в Варшавском геттто, второй в Треблинке. И только самый молодой спасся чудом. Он носитель трагического и страшного титула: последний раввин Варшавы.

          Слайд 10
          Музей Яд Вашем
           
           

           
          Слайд 11 (Ситуация 4)
          «Я з вогненнай вескi…» Алесь Адамовiч, Янка Брыль, Уладзiмiр Калеснiк (с. 116-117), в русском переводе:
          «Я из огненной деревни» Алесь Адамович, Янка Брыль, Владимир Колесник
          Янек Одиновский с сыном несли коню корм, а навстречу шли немцы. И немец сына застрелил, а Янек выхватил из-за пояса топор и убил этого немца. Как убил он этого немца топором, так и пошли немцы остальных убивать. Всех убили, подожгли хаты и пошли…
          Янеку было лет пятьдесят, а сыну лет семнадцать…

          Слайд 12 (Ситуация 5)
          Из истории сопротивления
          27 февраля 1943 года члены Белостокского подпольного движения обсуждали меры по подготовке вооруженного восстания в гетто.
          Одна сторона говорила:
          “Лес – это отличная идея. Лес даст нам хоть какую-то надежду остаться в живых. Хотя вероятно, в нашем сегодняшнем положении, когда акция так близка, это всего лишь иллюзия. И даже если у нас и есть отсрочка в три-четыре недели, мы не можем приобрести оружие, чтобы отправиться с ним в лес. Унас нет иного выхода, кроме как реагировать на каждую акцию. Мы должны действовать только в этом направлении и давать открытый ответ теми немногочисленными средствами, которые у нас есть”.
          Противоположная сторона утверждала:
          “В большинстве еврейских местечек акции проходили без всяких ответных действий. Конечно, остаться в живых важнее, чем убить нескольких немцев. Нет сомнения, что в восстании мы погибнем все, а в лесу 40-50% наших людей могут и спастись. Наши жизни еще нужны. Остаться в живых – вот наша задача”.
          В конце концов, члены подполья Белостока и Вильнюса выбрали такую линию поведения, которая объединяла обе этих позиции: побег в леса и сопротивление в гетто.

          Слайд 13
          Музей Яд Вашем
           
           
           
          Слайд 14
          Слайд 15
          Воспоминания Праведника Народов Мира
           
          На месте еврейской резни в Великобритании зажгли ханукию
          02.12.2021, Евреи и общество
          Выдающийся еврейский философ, богослов и раввина Джонатан Сакс награжден посмертно Фондом премии «Генезис»
          02.12.2021, Евреи и общество
          Тель-Авив признан самым дорогим городом в мире
          02.12.2021, Мир и Израиль
          В Лондоне антисемиты напали на автобус с евреями, которые ехали отмечать Хануку
          02.12.2021, Антисемитизм
          Выжившие в Холокосте отметили Хануку у Стены Плача
          02.12.2021, Холокост
          В Румбульском лесу под Ригой почтили память жертв Холокоста
          01.12.2021, Холокост
          Стивен Спилберг закончил съемки ремейка «Вестсайдской истории»
          01.12.2021, Культура
          Мэр Нью-Йорка зажег первую свечу Хануки на самой большой меноре в мире
          01.12.2021, Традиция
          Главный раввин Стены плача посвятил церемонию зажигания ханукальной свечи Украине
          01.12.2021, Мир и Израиль
          Месси в седьмой раз получил «Золотой мяч»
          30.11.2021, Евреи и общество
          Все новости rss