Комментарии и анализ
Раввин Иосиф Менделевич стремится предотвратить строительство мемориала Холокоста на еврейских могилах
17.12.2020, Холокост На прошлой неделе мне позвонил один еврейский активист из Киева. Он был обеспокоен предполагаемым строительством мемориала и музея в Бабьем Яре. В общей сложности во время оккупации Киева в годы Второй мировой войны нацистами там было уничтожено более 100 тысяч человек. Около 50 тыс. из них были евреями, включая жертв массового убийства 29–30 сентября 1941 г. Кроме того, нацисты расстреливали там советских военнопленных, коммунистов, украинских националистов, ромов и гомосексуалов. По словам позвонившего мне активиста, предполагаемый Мемориальный центр Холокоста в Бабьем Яру, инициированный тремя еврейскими миллиардерами, связанными с Россией, планируется построить на территории, частично расположенной на месте бывшего еврейского кладбища. Жертв убивали, как объяснил он мне, не в этом точно месте, а на значительно большей площади. До мировой войны вокруг оврага Бабий Яр было несколько кладбищ, самым большим из которых было еврейское. Рядом были расположены большое православное кладбище, а также мусульманское и караимское кладбища. Кроме того, в границах Бабьего Яра находится участок, где в результате техногенной катастрофы погибло более 1500 человек. В подтверждение своих утверждений он прислал мне карты местности, официальные документы и письма, связанные с полемикой вокруг места, выбранного бизнесменами для строительства Мемориального центра.
Одним из документов, которые я получил, было письмо Главного раввина Израиля Давида Лау от 2 августа 2020 г., адресованное Михаилу Фридману, одному из главных спонсоров предлагаемого Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр», и Натану Щаранскому, председателю Наблюдательного совета Центра. Письмо начинается так: «Недавно я услышал о намерении установить большой мемориал на месте Бабьего Яра в Киеве. Около 50 000 евреев были убиты там только потому, что были евреями. В годы советской власти была предпринята попытка замолчать тот факт, что в Бабьем Яре только за два дня накануне Йом киппур в 1941 г. было убито больше 30 тыс. евреев. Это одно из самых крупных массовых убийств в истории. На этом месте находится также старое еврейское кладбище. Строительство на территории, где могут находиться останки жертв, противоречит еврейскому закону. Необходимо принять меры, чтобы предотвратить это, и приложить все усилия, чтобы найти по-настоящему подходящее место для мемориала».
2 сентября Натан Щаранский ответил Главному раввину. В своем письме он настаивал на том, что предлагаемый Мемориальный центр Холокоста будет строиться с учетом правил еврейской религиозной традиции. Он пишет: «Мы полностью согласны с вами относительно недопустимости нарушения религиозных предписаний. Первым делом мы инициировали проведение экспертизы, чтобы не допустить строительства мемориала там, где могли бы быть найдены останки погибших. Наш фонд обратился к организации «Атра Кадиша» с просьбой провести расследование и определить границы еврейского кладбища в Бабьем Яру. После завершения тщательной экспертизы в июне 2016 г. мы получили их выводы и рекомендации, а также подробную карту с изображением границ кладбища и места, где можно было бы вести строительство. Кроме того, было решено, что «Атра Кадиша» будет сопровождать проект до тех пор, пока мемориал и музей не будут построены».
19 ноября группа бывших киевлян, ныне проживающих в Израиле, направили главному раввину Давиду Лау письмо с опровержением этой информации. Его автор – бывший узник Сиона раввин Йосеф Менделевич. В письме говорится: «господин Щаранский утверждает, что еще в 2016 г. «Атра Кадиша» провела углубленную инспекцию территории планируемой строительной площадки, и что никаких захоронения там якобы не было обнаружено. К сожалению, известные документы не подтверждают слова господина Щаранского».
9 декабря раввин Менделевич дал интервью 20-му каналу по поводу этой полемики. Я спросил его, в чем заключаются разногласия.
«– Я совершенно не против создания Мемориального центра в память о жертвах зверств, совершенных в Бабьем Яру, – ответил он. – Я только хочу быть уверен, что никакое строительство не будет вестись на еврейских могилах. О ситуации вокруг Бабьего Яра я узнал от украинского историка Виталия Нахмановича, который первым обратил внимание общественности на проблему строительства большого мемориального центра на месте захоронений. На старых кладбищах и в братских могилах покоится так много останков, что с точки зрения еврейской традиции строительство в таких местах практически невозможно. В письме «Атра Кадиша», датированном 2010 г., говорится: «Любое строительство и подобные работы в местах массовых захоронений могут привести к поврежению останков, что недопустимо.’ Согласно достоверным историческим картам, планируемая строительная площадка должна быть по крайней мере частично расположена на месте старого еврейского кладбища». В 2016 г., как отмечает Натан Щаранский, «Атра Кадиша» действительно упоминает в письме район, где строительство возможно при соблюдении длинного списка условий. Но, насколько мне известно, никто не видел ни печати, ни подписи организации «Атра Кадиша» на предложенной карте участка, ни какого-либо другого официального документа, подтверждающего, что Мемориальный центр Холокоста выполнил предварительные условия для строительства. Уверенности, что стройплощадка не перекрывает старое еврейское кладбище, все равно нет. Еврейские активисты в Киеве, которые регулярно следят за тем, что происходит на месте планируемого строительства, не знают о каких-либо «научно-исследовательских и испытательных работах», проведенных, по словам господина Щаранского, в 2016 г. в этом районе. Около трех недель назад мы направили представителя в офис «Атра Кадиша» в Израиле и попросили его ознакомиться с какими-либо документами, свидетельствующими о том, что проект мемориала Холокоста в Бабьем Яру не затрагивает ни одного района с захоронениями. Однако, «Атра Кадиша» не смогла предоставить подобной информации. Мы попросили о встрече со Щаранским, чтобы обсудить этот вопрос в надежде найти решение, но он отказался. Тогда я лично попросил его о встрече. Мы знаем друг друга еще со времен заключения в советских тюрьмах, мы давно дружим и сотрудничали в рамках общих проектов уже в Израиле. Он отказался встретиться со мной, написав мне письмо, в котором спрашивал, зачем я сую свой нос в то, что меня не касается. Я думаю, что, возможно, Натана ввели в заблуждение, или что он недостаточно глубоко изучил вопрос. Я не понимаю, почему он не хочет встретиться с нами и ответить на наши вопросы. Я чувствую, что он должен увидеть карты, которые у нас есть, и сравнить их с любой из их карт, изображающих планы проекта. По должности, он выступает супервайзером проекта. Он знает, что есть галахический вопрос [т.е., проблема соблюдения религиозного закона – ред.], который требует прояснения. Возможно, действительно, недавно были проведены исследования, которые подтверждают утверждения проекта, что строительство не затронет мест захоронений. Возможно, точная локация будущего мемориала была изменена после консультаций с религиозными авторитетами. Пусть будет так. Но никто не видел никаких доказательств этого. Поэтому я говорю: «Давайте встретимся, выложим все документы на стол и покончим с этим вопросом, так или иначе. А еще лучше, пусть все заинтересованные соберутся в Киеве вместе с представителями организаций, уполномоченных решать галахические вопросы, касающиеся еврейских кладбищ по всему миру. Давайте вместе посетим предложенный участок и сравним наши карты. Как может Натан Щаранский быть советником проекта, если он во всем согласен с позицией руководства, вообще не принимая во внимания другие мнения? Например, недавно я узнал, что ребе хасидской династии из Белза пвіступил с инициативой иска в раввинский суд против «Атра кадиша» за то, что эта организация позволила возглавляемой Михаилом Фридманом группе публично заявить, что в их планах строительства в районе, где могут быть еврейские могилы, нет галахической проблемы».
«– Какие галахические организации занимаются еврейскими кладбищами по всему миру?» – спросил я р.Менделевича.
«– В письме Главного раввина к Щаранскому и Фридману говорится, что уполномоченными группами являются «Атра Кадиша по сохранению святых мест» и базирующийся в Лондоне «Комитет по сохранению еврейских кладбищ в Европе». «В письме от 2010 г. глава Комитета р. Шлезингер пишет, что он послал одного из своих экспертов осмотреть район Бабьего Яра. В результате он пришел к выводу, что вся эта территория может считаться местом массовых захоронений, и запретил любое строительство в этом районе. Как и в случае с «Атра Кадиша»., в последующем письме от 2016 года отмечается, что строительство может быть возможным, если будут предприняты определенные шаги, подтверждающие, что во время разведовательных раскопок не было обнаружено никаких останков. Если все предварительные условия, установленные галахическими организациями, были выполнены, то разрешительные документы должны быть обнародованы, чтобы положить конец этому вопросу».
Я написал господину Щаранскому, чтобы узнать его позицию. Он направил мой запрос в отдел по связям с общественностью, который занимается Мемориальным центром Холокоста в Бабьем Яру. Они связали меня с раввином Яаковом Блайхом из Киева, который также входит в Наблюдательный совет проекта. Он настаивает на том, что все галахические вопросы были тщательно изучены соответствующими раввинскими властями, что он сам посетил это место вместе с их представителями, и что разрешение на строительство было получено. Однако, письма, от «Атра Кадиша по сохранению святых мест» и от «Комитет по сохранению еврейских кладбищ в Европе», датированные 2016 г., которые PR-офис проекта направил мне, содержат только список предваряющих строительство требований, которые гарантировали бы, что еврейские могилы не пострадают. Раввин Менделевич не получил никаких доказательств, что эти требования действительно были выполнены, которые он просил. Я со своей стороны также написал в обе раввинские организации с просьбой представить документацию об окончательном утверждении того, что строительство может начаться на предполагаемом участке Бабьего Яра, но до сих пор не получил никакого ответа.
Цви Фишман
Arutz Sheva (перевод – Евреи Евразии)
Наверх
|
|